Экономический и социально-бытовой уклад оказывал воздействие и на музыкальную культуру башкирского народа. Простота конструкций и доступность материала, из которых изготавливались некоторые музыкальные инструменты, способствовали их популярности в народе. К таким относится и кубыз – один из самых древних музыкальных инструментов, известных человеку. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита.
кубыз — самозвучащий язычковый музыкальный инструмент типа варгана у башкир, народный музыкальный инструмент. Изготавливается из дерева (агач-кубыз, агас-Кубыз), либо из металла (тимер-кубыз, тимер-Кубыз).
Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов (эпоха позднего неолита).
Представляет собой металлическую или деревянную дугу с язычком в центре. Исполнитель зажимает инструмент губами и придерживает левой рукой, приблизив к зубам. Язычок защипывается пальцем правой руки и он при вибрации издает бурдонный звук, от которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук инструмента тихий, диапазон в пределах одной октавы.
На кубызе исполняются плясовые наигрыши и звукоподражательные мелодии. Используется и как сольный и ансамблевый инструмент.
Наиболее известные исполнители-кубызисты — Р. А. Загретдинов, М.Давлетбаев, И.Туймакаев и др[1].
Место бытования ОНН:
— Российская Федерация, республика Башкортостан, Оренбургская область.
— Места распространения: республика Башкортостан; районы Оренбургской области, где компактно проживают башкиры.
Формы жанровых направлений ОНН:
— Исполнительские искусства, музыкально-инструментальное искусство.
— Техники и технологии; техники и технологии, связанные с народными музыкальными инструментами.
ОНН зарегистрирован: Номер: ORN231
Полное наименование: ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области»
Информации об ответственности относительно ОНН:
Лица, имеющие отношение к ОНН:
ФИО: Мушарапова Гулюза Губайдулловна
Тип ответственности: Хранитель.
Место работы/адрес: Культурный комплекс «Национальная деревня», дом-музей башкирской национальной культуры и быта.
Местонахождение:г. Оренбург, ул. Алтайская, 5.
Описание:
Кубыз представляет собой металлическую дугу с язычком посередине. При игре Кубыз зажимают губами и придерживают левой рукой, слегка приблизив к зубам. Язычок защипывают пальцем правой руки, от чего он приходит в состояние вибрации и возникает бурдонный звук, из которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук тихий, диапазон в пределах октавы.
В Башкортостане бытуют две разновидности Кубыза: деревянный и металлический. Металлический может иметь дугообразную, прямоугольную или трапециевидную форму. На территории Башкортостана металлический Кубыз используется повсеместно.
Деревянный Кубыз особенно популярен в северо-восточных районах,
представляет собой пластинку с вырезанным на ней язычком. Звук получается от дерганья язычка нитью, прикрепленный к нему.
Сведения об особенностях ОНН:
Состояние бытования:
Кубыз – язычково-щипковый музыкальный инструмент типа варгана. Инструмент известен в мире под многими названиями, но единым остается способ звукозвлечения и предназначение – сольное музицирование.
У башкир Кубыз обычно считался детским или женским инструментом. Тихое звучание инструмента давало возможность играть, не привлекая внимания посторонних. Игра на Кубызе может сочетаться с игрой на различных музыкальных инструментах. Характерен ансамбль Кубыза с дунгуром, а также с подносом, на котором выбивается определенный ритмический рисунок при помощи наперстков, надетых на пальцах. При этом дополнительный аккомпанемент издают монеты на нагруднике и на косах участниц ансамбля.
В последние годы в Башкортостане стали создаваться оригинальные образцы Кубызов. На них, кроме исполнения мелодий, возможно исполнение многообразных подражательных и имитационных приемов с усложненными ладово-ритмическими рисунками.
Исключительность/ценность:
Многие исполнительские приемы игры на кубызе трудно обозначить общепринятыми нотными знаками, в наигрышах много нетемперированных звуков, звукоподражательности и звуковых эффектов (“кукушка”, “бой часов”, “топот копыт коня” и др.). О башкирском Кубызе исследователи единодушно отзываются как о женском инструменте.
На территории России одно из первых описаний кубыза (варгана) встречается в словаре Российской Академии Наук за 1789 год, где в статье “Варган” инструмент определялся как: ”Простонародное музыкальное орудие … зубанка”.
Формы бытования:
Сценическая форма, фольклорные фестивали, конкурсы Кубызистов.
Риск исчезновения:
Сокращение и старение числа носителей инструментальной традиции, утрата изготовления мастерами.
Сведения о происхождении ОНН:
Историко-этнографическая характеристика:
О происхождении кубыза в народе сложена легенда: «Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе Кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его Кубыз. Как-то Бикбая пригласили на йыйын (массовые гуляния). Когда он играл на Кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже понравилась девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой Кубыз».