Объекты малого бизнеса в России

ДИСПЕТЧЕРСКИЕ ЦЕНТРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕВОЗКАМИ

Для кардинального совершенствования оперативного управления перевозочным процессом требуется полнее использовать возможности диспетчерских центров. Основными этапами развития диспетчерских центров, обеспечивающими совершенствование оперативного управления перевозочным процессом, должны быть: первая очередь (информационно-справочная) — автоматизация сбора информации и отображение поездной ситуации; вторая очередь (прогнозная) — моделирование развития эксплуатационной работы на несколько часов вперед; третья очередь (управляющая) — автоматизация принятия решений по недопущению затруднений в поездной работе и оптимизации регулировочных мер.

Например, для поездного диспетчера первая очередь включает контроль и отображение состояния устройств СЦБ с помощью средств диспетчерской централизации; слежение за поездной ситуацией; автоматизацию задания маршрутов следования поездов, ведения графика исполненного движения и приложения к нему, анализа выполнения графика, слежение за местонахождением и режимом работы локомотивов и локомотивных бригад. Вторая очередь — построение прогнозного графика движения поездов с учетом влияющих факторов, выявление затруднений в пропуске поезде, обеспечение локомотивами и локомотивными бригадами составов, готовых к отправлению. Третья очередь должна обеспечивать выдачу рекомендаций по вводу поездов в график движения, оптимальному скрещению и обгону поездов, регулировочных мер по недопущению или ликвидации затруднений в пропуске поездов.

Для дорожного диспетчера автоматизированная система должна обеспечивать на стадии первой очереди ведение сокращенного графика исполненного движения, поездное положение на полигоне дороги и прилегающих участках, обмен по междорожным стыковым пунктам. На стадии второй очереди — прогноз поездного положения на 4, 6, 12 ч вперед, выявление затруднений в пропуске поездов, приеме их на станции, вывозе со станций готовых к отправлению поездов, в своевременном обеспечении составов локомотивами и бригадами. На этапе третей очереди — выдачу рекомендаций по распределению поездопотоков на разветвленных полигонах в соответствии с пропускной способностью участков, по регулированию парком локомотивов и локомотивных бригад, регулировочным мерам для недопущения или ликвидации затруднений в поездной и грузовой работе.

Информационно-справочный этап реализует первоначальную идею создания диспетчерского центра управления перевозками управления — концентрацию диспетчерского управления перевозочным процессом, автоматизацию рутинных операций, т.е. освобождение диспетчеров от сбора и фиксирования информации, повышение оперативности и достоверности предоставляемой диспетчерскому аппарату информации.

Этот этап наиболее трудоемкий и капиталоемкий. Специальное помещение диспетчерского центра оборудуется рабочими местами, административными и специальными помещениями, техническими средствами, вычислительной техникой, коммуникациями, различными средствами связи. Другими словами, создается фундамент новой системы оперативного управления перевозками. Создаются автоматизированные рабочие места, программно-технический комплекс, информационные технологии. К сожалению, на многих дорогах на информационно-справочном этапе объявляют о создании диспетчерского центра и удивляются, почему эксплуатационные показатели не улучшаются, а некоторые еще и ухудшаются.

Рассмотрим причины этого. Первый этап — это, прежде всего, автоматизация сбора информации и некоторое облегчение работы диспетчера. За счет чего должны улучшиться показатели? На этом этапе пока ничего не оптимизируется, не предвидятся затруднения в эксплуатационной работе и тем более они заранее не ликвидируются. Нет никаких рычагов для улучшения работы и показателей. Соответственно на этом этапе не окупаются вложенные средства в создание диспетчерского центра. Тогда становится очевидным, что на информационно-справочном этапе нельзя останавливаться.

К сожалению, существует мнение, что на всех 17 железных дорогах и в ОАО «РЖД» уже созданы диспетчерские центры. Очевидно, что диспетчерские центры еще не созданы, а только начали создаваться. Окупиться вложенные в диспетчерские центры средства смогут только на прогнозном и управляющем этапах.

Прогнозный этап предусматривает моделирование эксплуатационной работы на несколько часов вперед. К чему приводит отсутствие такого прогноза, рассмотрим на примере дорожного диспетчера. До появления ДЦУП дорожный диспетчер отставал от реальной поездной работы на 2—3 ч и в сокращенном графике исполненного движения и в поездном положении фиксировал прошедшие события. С переводом в ДЦУП он стал получать информацию в режиме реального времени, хотя, как и прежде, совершенно недостаточно принимает участие в управлении перевозочным процессом. Причина этого парадокса заключается в том, что управлять можно только предстоящими событиями, прошедшие и происходящие в настоящее время события можно лишь фиксировать или анализировать. Отсюда понятно, что информации в реальном времени для управления недостаточно. Нет «предмета» управления, нечем управлять. Таким «предметом» для управления могут стать предстоящие события. Следовательно, для того чтобы дорожные диспетчеры включились в более активное участие управления перевозочным процессом, их нужно поставить на несколько часов впереди событий.