С 1 июля 2019 года часть изменений, произошедших в закупках, коснулись начальной максимальной цены контракта (НМЦК). В частности, начал действовать новый механизм расчета, а именно появилась возможность определения НМЦК через единицу цены товаров, работ, услуг. Также возникли новшества в правилах проведения закупок для заказчиков.
НМЦК необходима для того, чтобы определить и выбрать способ закупки. Также она помогает отследить требования, установленные к ней.
В целом НМЦК используется как критерий, который:
- влияет на способ закупки.
С 1 июля 2019 года изменились правила закупок у единственного поставщика. Ранее, согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, такая закупка могла осуществляться заказчиком в случае, если ее сумма не превышала 100 000 руб. Теперь этот предел увеличился до 400 000 руб.
- ограничивает возможности закупки у среднего и малого предпринимательства;
- учитывается при определении обеспечения;
- используется при антидемпинговых мерах.
Если нмцк, которую установил заказчик, будет снижена более чем на 25 %, то нужно применить антидемпинговые меры.
- определяет специфические требования к условиям закупки.
Так, исходя из НМЦК, могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки.
- определяет предельное значение цены контракта, заключаемого по результатам закупки;
- является одним из показателей оценки эффективности закупки.
В законодательстве установлено, что критерий НМЦК в связи с июльским нововведением будет использоваться как один из критериев оценки эффективности закупки.
- влияет на наличие либо отсутствие заинтересованности участников закупки в процедуре.
Видя НМЦК, поставщик оценивает свои ресурсы — может ли он принять участие в закупочной процедуре и какую прибыль от этого участия он получит?
Специфика определения НМЦК
В настоящий момент для определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, применятся методика, утвержденная Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. И в связи с внесением изменений в Закон 44-ФЗ она не изменилась.
Помимо того, что прописано в методических рекомендациях по расчету НМЦК, в самом Законе 44-ФЗ содержатся некоторые особенности определения НМЦК и цены контракта. В ст. 22 сказано, что специфичны способы закупки, которые:
- относятся к стандартному жилью;
- построены на земельных участках, переданных в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья.
В этом случае определение цены контракта регулируется непосредственно Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ.
Также в 44-ФЗ есть особенности определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением:
- регулярных перевозок пассажиров;
- багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются соответствующим федеральным законом.
Если закупки осуществляются в этой сфере, нужно смотреть закон, который ее регулирует. С 1 июля нужно обосновывать цену в соответствии с этим законом.
Стоит помнить и об отдельном нормативном документе – Федеральном законе от 29.12.2012 № 275-ФЗ, который регулирует особенности определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок товаров, включаемых в состав государственного оборонного заказа.
Таким образом, если дело касается трех способов закупки, перечисленных выше, нужно применять федеральные законы.