Автомобильная экспертиза — это исследование, направленное на определение состояния автомобиля и цены. С развитием вторичного рынка машин, страхования и роста числа ДТП необходимость грамотной оценки стала по-настоящему востребованной. Что же такое независимая Оценка автомобиля? Когда она необходима, и как проводится? Рассмотрим столь важные вопросы подробней.

Почему именно «независимая» оценка?
Чем обусловлено требование независимой оценки? Объяснить это просто. Взять распространенный случай — ДТП. После аварии страховщик направляет владельца в оценочную компанию, с которой у него заключен договор. Но такой оценщик не относится к категории независимых — он защищает интересы партнера (хоть и скрыто).
Получается, что сторона, обязанная выплатить деньги на покрытие ущерба, сама размер выплат и определяет. В такой ситуации страховые компании пользуются шансом и снижают расходы. Независимая оценка автомобиля — право получить точную цифру ущерба и востребовать со страховщика достаточную для покрытия затрат сумму.
К слову, ДТП — не единственная ситуация, когда необходима такая оценка. Об этом мы поговорим ниже.
Когда необходима независимая оценка автомобиля?

Потребность в независимой оценке возникает в следующих случаях:
1. При спорных ситуациях в случае ДТП
Здесь возможны следующие ситуации:
- авария в местах пересечения дорог, где имели место проблемы со светофорами и отсутствовали свидетели;
- незаконная попытка стягивания сотрудниками ГИБДД штрафа за нарушение, которого не было.
2. В случае наезда на пешеходов
Здесь независимая оценка — шанс решить следующие проблемы:
- установить факт вины (невиновности) при наезде на человека;
- определить особенности ДТП на соответствие полученных травм имеющимся повреждением;
- выявить в действиях участников движения (водителя или пешехода) нарушения ПДД.
3. При неправомерном обвинении касательно участия в аварии
В данной ситуации экспертная оценка — шанс решить следующие задачи:
- определить соответствие деформаций на обоих автомобилях;
- определить факт повреждений;
- выявить факт проведения ремонтных работ (покраски) транспортного средства.
4. Диагностика качества окрашивания кузова после ремонта

Независимая оценка — шанс установить качество сделанных на СТО работ, уровень профессионализма мастеров, наносивших краску. При наличии претензий с заключением эксперта проще рассчитывать на победу в суде и возврат потраченных средств.
5. Определение качества окрашивания новой машины
Здесь услуга оценщика приходится для выявления незаводской окраски. Ситуация, когда на детали новой машины нанесена «посторонняя» краска — повод обращаться к продавцу с требованием обмена автомобиля. Чем быстрее проводится данная манипуляция, тем выше шансы защитить права. Особенность независимой оценки автомобиля — в проведении осмотра в присутствии продавца.
6. На этапе судебной экспертизы
Здесь независимая оценка автомобиля необходима при расчете цены остатков, стоимости восстановления, выявления механизмов ДТП, оценки рыночной цены машины, и так далее.
7. Для выявления потери товарной цены
Такая услуга необходима:
- когда машина до ДТП не имела повреждений и следов коррозии;
- когда возраст транспорта до пяти лет с момента эксплуатации, а уровень износа — до 40%.
8. При форс-мажорных обстоятельствах — из-за повреждения машины в результате потопа (пожара) или неправомерных действий хулиганов.
Как страховщики снижают выплаты?

За годы работы страховые компании научились обманывать клиентов осторожно и даже скрытно. Сегодня востребованы следующие способы:
1. Снижение цены запасных частей
Схема проста. Страховщик при расчете берет во внимание не запчасти автомобиля клиента, а детали другой марки, которые стоят дешевле. Чтобы избежать проблем, стоит сверять каталожные номера, по которым страховщик делал расчеты. Кроме этого, в расчете используются цены, выставленные «неблагополучными» поставщиками, которые вероятнее всего не исполнят заказ. В такой ситуации независимая оценка автомобиля — реальный способ избежать обмана.
2. Формирование отчета с применением неполного списка повреждений автомобилей
Таким способом страховщику удается снизить объем средств, подлежащих выплате. Часто из акта «выпадают» повреждения, которые не вошли в справку об аварии, что противозаконно. Работники ГИБДД имеют право вносить протокол не все повреждения, а вот у сотрудников страховой компании таких прав нет. Кроме этого, из списка исключаются эксплуатационные дефекты, что также считается нарушением.
3. Превышение расчетного износа в отношении деталей транспортно средства

Страховщики идут на хитрость и делают расчет износа с начала года, когда был выпущен автомобиль. Но по факту расчет делается со дня начала эксплуатации. Также берутся за основу ошибочные поправочные коэффициенты.
4. Применение в расчетном акте сниженной цены нормо-часов работы мастеров
По закону страховщик должен задействовать в расчетах средневзвешенные параметры для конкретного региона. Чтобы не оказаться обманутым, данный показатель стоит сверять.
5. Скрытие факта покрытия УТС — утраты товарной стоимости
На практике ни один страховщик не будет платить УТС и даже не сделает расчет. Для новых машин это критично, ведь размер утраты товарной цены достигает 7-10% стоимости ТС. Но здесь стоит учесть, что при расчете УТС действуют ограничения:
- износ — до 40%;
- возраст — до 5 лет.
6. Расчет цены ремонта по ценам официального дилера для конкретного региона
При этом в учет принимается средневзвешенная стоимость. На практике же нормо-часы для гарантийных работ в два раза выше. Кроме этого, цены на запчасти в гарантийных СТО превышают рыночные на 50-80%. Следовательно, и расчет для гарантийных авто должен производиться с учетом упомянутых выше цен. Страховщик же берет за основу среднерыночный показатель, который на 40-50% ниже.
7. Применение в расчетах цен на неоригинальные запчасти из Китая
Автолюбитель же имеет право ремонтировать машину с применением оригинальных деталей. Что касается китайских аналогов, то они представляют собой подделку. Цена таких запчастей составляет 20-30% стоимости оригинала, что открывает доступ страховщикам к экономии. Допускать этого нельзя — проверку стоит производить самостоятельно по каталожным номерам.