Объекты малого бизнеса в России

Особенности обоснования и методы расчета начальной максимальной цены договора

В Федеральном законе от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ) упоминание начальной максимальной цены договора встречается в п. 5 ч. 9 статьи 4. В нем указано, что извещение о закупке должно содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (далее — НМЦД) (цене лота), либо формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Кроме извещения о закупке необходимость указания заказчиками нмцд при осуществлении закупок законодательством установлена в следующих нормах:

  • Документация о закупке должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формулу цены, устанавливающую правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 10 ст. 4 закона № 223-ФЗ), а также порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин налогов и других обязательных платежей (п. 7 ч. 10 ст. 4 закона N 223-ФЗ);
  • План закупки товаров (работ, услуг) содержит сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пп. 8 п. 1 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»).

Действительно НМЦД при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц выступает ключевым компонентом документации о закупке. При подготовке документации о закупке заказчик выбирает один из методов обоснования цены договора и рассчитывает НМЦД. Основным документом, регламентирующим методику расчета НМЦД в ходе закупочной деятельности, является Положение о закупке заказчика.

Министерство финансов РФ в письме № 24-01-09/37717 от 16.06.2017 года рекомендует заказчикам, осуществляющим закупочную деятельность по нормам закона № 223-ФЗ, при разработке методики обоснования НМЦД в Положении о закупках, руководствоваться методами и порядком, установленным в Приказе Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 года № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

Также антимонопольный орган в Стандарте осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц от 21.07.2015 г. указывает на целесообразность отражения в Положении о закупке заказчиками методики обоснования НМЦД, в том числе в зависимости от предмета договора.

Алгоритм действий заказчика перед обоснованием НМЦД может выглядеть так:

  1. Определение потребности в конкретном товаре (работе, услуге).
  2. Составление описания объекта закупки с учетом требований Положения о закупке, в том числе установление перечня требований к товарам (работам, услугам) и условий их поставки (выполнения, оказания).
  3. Проведение исследования рынка путем изучения общедоступных источников информации для выявления имеющихся на рынке товаров (работ, услуг), в которых возникла потребность.
  4. Определение метода обоснования НМЦД или нескольких методов.
  5. Осуществление расчета с учетом выбранного метода или нескольких методов.

Рассмотрим основные методы расчета НМЦД, применяемые заказчиком при подготовке документации о закупке по закону № 223-ФЗ.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является самым распространенным и доступным для заказчиков, осуществляющих обоснование НМЦД. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В целях определения НМЦД данным методом заказчику необходимо использовать определенное количество предложений о цене товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). Указанное количество ценовых предложений должно быть отражено заказчиком в Положении о закупке. По общему правило их обычно не менее трех.

Рассмотрим, чем отличаются идентичные товары от однородных. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

При применении метода сопоставимых рыночных цен для определения НМЦД заказчиком может использоваться следующая информация:

  1. общедоступная информация о рыночных ценах товаров (работ, услуг) в том числе информация о ценах, содержащаяся в реестре договоров;
  2. информация о ценах товаров (работ, услуг), полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров (работ, услуг), планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных товаров (работ, услуг);
  3. информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров (работ, услуг);
  4. обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен товаров (работ, услуг) с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем).

После получения информации о ценах товаров (работ, услуг) заказчик должен их скорректировать и проверить на однородность. Для корректировки цен заказчику необходимо привести полученные цены в соответствие с коммерческими и финансовыми условиями поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сопоставимыми с условиями планируемой закупки, с помощью коэффициентов или индексов для перерасчета цен товаров (работ, услуг). Перечень и значимость коэффициентов определяются, на основании результатов анализа, а также в обязательном порядке должны быть установлены в Положении о закупке заказчика.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) признаются сопоставимыми, если различия между этими условиями не оказывают существенного влияния на результаты или могут быть учтены с применением соответствующих корректировок.

Если заказчиком для определения цены направлялся запрос ценовой информации, корректировка условий не производится, кроме случаев, когда ценовая информация получена менее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦД (п. 3.22 Методических рекомендаций Приказа № 567).

Цены, полученные из анализа реестра договоров, в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка, необходимо откорректировать:

  • при проведении конкурса корректировка цены товаров (работ, услуг) осуществляется путем увеличения цены не более чем на 10%;
  • при проведении аукциона корректировка цены товаров (работ, услуг) осуществляется путем увеличения цены не более чем на 13%;
  • при проведении запроса котировок и запроса предложений корректировка цены товаров (работ, услуг) осуществляется путем увеличения цены не более чем на 17%;
  • при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) цена не корректируется.

Чтобы привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦД) к текущему уровню цен путем применения коэффициента, необходимо воспользоваться формулой, указанной в п. 3.18 Методических рекомендаций Приказа 567:

где:

knn— коэффициент для перерасчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;

 — срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;

t — месяц проведения расчетов НМЦД;

ИПЦt — индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики.

Для определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете НМЦД, заказчику еще необходимо учесть коэффициент вариации, установленный п. 3.20 Методических рекомендаций Приказа № 567. Если коэффициент вариации цены превышает 33%, то совокупность значений, используемых в расчете, считается неоднородной. В этом случае целесообразно провести дополнительные исследования рынка в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах.