Досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и других, которые вносят своеобразие в понимание этого понятия. Во многих отраслях знания понятия «досуг» и «свободное время» используются как синонимы.
Досуг часто отождествляется со свободным временем с внешкольной и внеклассной работой и даже с нерабочим временем Существует много интерпретаций слова «досуг».
Досуг-часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и другие виды бытового самообслуживания).
Свободное время-общественно-историческое явление, часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости.
Досуг-это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг-это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п.
Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, работа досуг москва музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и другие различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать.
Таким образом, досуг — это часть свободного времени, которая тесно связана и пересекается с отдыхом, саморазвитием и развлечением.
Досуг напрямую ассоциируется с деятельностью, мы будем считать, что досуговая деятельность — это осознанная и целенаправленная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира.
Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп:
· учёба и самообразование (различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг, слушание радио и просмотр телевизионных передач);
· различные формы любительской и общественной деятельности (самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д.);
· общение с другими людьми (занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.);
· часть досуга расходуется на пассивный отдых.
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Структура досуга: самообразование, приобщение к культуре, т.е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.
Макс Каплан считает, что досуг — это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Основываясь на выше сказанном, можно вывести следующие основные характеристики досуга:
· досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
· досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
· досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
· досуг формирует и развивает личность;
· досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
· досуг стимулирует творческую инициативу;
· досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
· досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
· досуг способствует самовоспитанию личности.
Плодотворное использование досуга человеком — важная задача общества, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.
Так как, дипломная работа посвящена разработке открытия новых секционных направлений в детских центрах, тофункции и задачи досугамы рассмотрим со стороны особенностей организации детского досуга.