Главная цель данной статьи — познакомить интересующихся темой светового оборудования с техническими решениями, используемыми недобросовестными производителями из поднебесной для реализации контрафактной продукции копирующей именитые бренды. Здесь будет изложено моё субъективного мнение, как человека сталкивавшегося не понаслышке с подобным оборудованием. Данную статью ни в коем случае не стоит рассматривать как руководство к действию, поэтому никаких ссылок на поставщиков и продавцов не будет. У всех есть интернет и при желании поиском воспользоваться не составит труда.
Высокая стоимость оригинальных решений, очевидно, обусловлена стремлением производителя компенсировать трудозатраты на разработку и производство узко специализированных устройств, не направленных на широкую аудиторию пользователей. Данная статья расскажет, насколько целесообразно пользователю который нуждается в достаточно функциональном устройстве, но который не может себе его позволить по причине высокой цены, искать альтернативу в виде более дешёвой копии оригинального устройства.
Для начала хотелось бы рассказать про основные принципы устройства комплексов сценического света.
Тем, кто знает, что такое DMX512, ArtNet sACN и т.п. эту часть статьи можно опустить.
Основы
Итак, основой всей системы управления света является протокол DMX512.
Протокол передачи данных DMX512 был разработан в 1986 году, как средство управления интеллектуальными световыми приборами с различных пультов управления (консолей) через единый интерфейс, позволяя объединять различные устройства управления с всевозможными оконечными устройствами (диммерами, прожекторами, стробоскопами, дымовыми машинами и т.д.) от разных производителей. Он создан на основе стандартного промышленного интерфейса сплиттер dmx RS-485, который используется для компьютерного управления промышленными контроллерами, роботами и автоматизированными станками. Для передачи данных используется кабель с двумя переплетенными между собой проводами в общем экране.
Стандарт DMX512 позволяет управлять по одной линии связи одновременно 512 каналами (один прибор может использовать иногда несколько десятков каналов). Несколько работающих одновременно приборов, поддерживающих DMX512, позволяют создавать световые картины и элементы оформления самой различной сложности, как внутри помещений, так и снаружи. По одному каналу передаётся один параметр прибора, например в какой цвет окрасить луч, какой рисунок (гобо-трафарет) выбрать, или на какой угол повернуть зеркало по горизонтали в данный момент, то есть куда будет попадать луч. Каждый прибор имеет определённое количество параметров которыми можно управлять и занимает соответствующее количество каналов в пространстве DMX512. Каждый параметр может принимать значения от 0 до 255 (8 бит или 1 байт).
На следующем изображении отражена стандартная схема соединения приборов:
Подробнее о принципах работы протокола можно прочитать в статье, указанной ниже в источниках.
Протокол DMX512 имеет ряд преимуществ и недостатков, но сейчас он является основным стандартом для большинства светотехнических систем.
До появления единого цифрового протокола управление проводилось по отдельным проводам с управляющим напряжением, идущим к каждому устройству, или с помощью разнообразных цифровых и аналоговых связей.
Например, широкое распространение получил аналоговый интерфейс «0-10 вольт», по которому к каждому устройству протягивался один кабель. Система успешно использовалась при небольшом количестве приборов, но при увеличении их числа оказывалась слишком громоздкой и неудобной, как в построении, так и в управлении и устранении неисправностей. Эта и другие аналоговые системы были излишне сложными, дорогостоящими и не имели единого стандарта.
Они требовали специальные адаптеры, а также усилители и инверторы напряжения, для того, чтобы подключать световые приборы одного производителя к пультам управления другого.
Цифровые системы также не отличались универсальностью, они были несовместимы между собой, и зачастую используемые интерфейсы скрывались разработчиками. Все это было явной проблемой для пользователей таких систем, поскольку они, выбирая одну систему, были скованы выбором всего оборудования у того же производителя, в соответствии с тем же стандартом.