Объекты малого бизнеса в России

Лёгкий многоцелевой самолёт Сигма-4

Сигма-4 — лёгкий двухместный многоцелевой самолёт. Разработан ООО «Сигма» (г. Жуковский Московской области), главный конструктор Сергей Игнатьев. Производится серийно с 1999 года компаниями ВираЖ (Воронеж) и Аэросамара (Самара) под маркой «Элитар-Сигма». Разработан самолёт Сигма-4 в соответствии с европейскими требованиями к очень лёгким самолётам JAR VLA.

Схема с передним верхним расположением силовой установки обеспечивает хороший обзор, удобство посадки экипажа в кабину и минимальный разбег центровок при различных вариантах загрузки. Такая компоновка позволяет осуществлять внеаэродромную эксплуатацию самолета на площадках с высокой травой, а так же с лыжным и поплавковым шасси, при этом эффективная обдувка механизации крыла сокращает длину разбега (ЛТХ). Самолет имеет модульную конструкцию, обеспечивающую простоту модификации, силовой каркас выполнен из металла, обшивка крыла и оболочка кабины изготовлены из трехслойного стеклопластика.

Базовый вариант самолета оснащается двухместной кабиной с большой площадью остекления, обеспечивающей почти круговой обзор. Ширина кабины 1,22 м, члены экипажа размещаются рядом, управление сдвоенное, педали имеют удобную индивидульную регулировку под рост пилотов с диапазоном 200 мм. В багажном отсеке можно перевозить до 80 кг груза. Спинки сидений могут легко сниматься или складываться для размещения в кабине длинного груза (до 2,5 м). Шасси самолета рессорного типа с передним управляемым колесом оснащено тормозами главных колес.

В дополнение к базовой комплектации самолет может оснощаться быстродействующей парашютной системой спасения и другим оборудованием по выбору заказчика. Крыло и горизонтальное оперение легко отстыковываются, самолет может буксироваться к месту полетов легковым автомобилем. Время сборки-разборки 15 минут.

Нетипичные конструктивные решения чаще всего встречаются именно в легкой авиации, предоставляющей большой простор для проявления инженерной фантазии. Среди всего этого разнообразия, пожалуй, не так уж много летательных аппаратов, непривычный внешний вид которых сразу же производит впечатление рациональности, обоснованности реализованных замыслов.

В облике «sigma 4» есть что-то от веселой детской игрушки, на которую нельзя смотреть без улыбки. Этот самолет располагает к себе. Впрочем, искушенный взгляд сразу отметит аэродинамическое благородство машины, хоть и воплощенное в таких забавных формах. Следуя логике оценок, напрашивается предположение, что внешность не столько скрывает, сколько отображает внутреннюю сущность, и в случае с «Сигмой» эта мысль оказывается верной. Под легкой стеклопластиковой обшивкой заключена металлическая силовая конструкция — столь же практичная, сколь и остроумная. Основа ее — центральный пилон и стыкуемая к нему снизу горизонтальная балка, несущая основное оборудование кабины, органы управления и низкое рессорное шасси. Сверху к пилону стыкуются консоли крыла с металлическим каркасом, моторама и дюралевая хвостовая балка. С точки зрения культуры веса такое решение может показаться не слишком удачным — великовата доля массы, приходящаяся на пластик, не включенный в силовую схему и воспринимающий только аэродинамическую нагрузку. Отчасти это так, но выгод значительно больше.

Первая из них — прочность и долговечность, обеспеченные более точным расчетом элементов, выполненных из материала с известными характеристиками. Немаловажны для сверхлегкого самолета также высокая ремонтопригодность (соединения всех агрегатов — болтовые) и возможность модифицировать кабину, прорезав в легкой обшивке дополнительные люки или даже заменив штатную кабину на какую-нибудь специальную (принцип модульности). Кроме того, схема «Сигмы» обеспечивает минимальный разбег центровок при различных вариантах загрузки, практический диапазон — 36-33% САХ.