Основная волна иммиграции российских немцев в Россию пришлась на XVIII век — немецкие крестьяне селились в Поволжье по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря 1762 года). В 1918 году на части территорий Саратовской и Самарской губерний образовали автономную область, первую в РСФСР, которая получила название автономной области немцев Поволжья. Многие прожили на этой территории вплоть до 28 августа 1941 года, когда Иосиф Сталин приказал выселить российских немцев «с треском», так как ходили слухи об их лояльности к фашистам. Тогда депортировали многие народы, но российских немцев так до сих пор не реабилитировали. Кому-то из них повезло: после трудармии (военизированная форма труда определённых категорий граждан в 1941–1945 годах) они попали в немецкие сёла в Сибири, а кому-то пришлось скрывать своё немецкое происхождение и жить в страхе.
Долгое время действовала негласная политика искоренения немецкости: людям запрещали говорить на их родном языке, не допускали к получению высшего образования. В результате до сих пор далеко не каждый российский немец владеет родным языком и культурой. С распадом СССР у российских немцев появилась надежда вернуться домой в Поволжье, но этого не случилось. После предложения Бориса Ельцина селиться на территории ракетного полигона Капустин Яр многие потеряли веру в то, что справедливость будет восстановлена, и уехали в Германию. Но были и те, кто слишком привязался к России и, несмотря на все минусы, не представлял жизни вне её. Так у нас образовались современные комьюнити обрусевших немцев, некоторые из которых до сих пор лелеют надежду на восстановление немецкой республики в составе нашей страны. The Village встретился и поговорил с российскими немцами, проживающими в Москве, об их выборе, предках и жизни в двух культурах.
Семьи, основавшие Александровку, образовывали между собой новые союзы. В итоге на всё село было пятнадцать немецких фамилий. Чтобы не объяснять, какого ты Циммермана или Бауэра имеешь в виду, каждому давали кличку на русском или немецком. Например, фамилия моей семьи была Миллер, это как Иванов, но в селе нас знали как Лётчиков. Однажды в поле недалеко от села приземлился кукурузник, мой дедушка, который тогда был ребёнком, подбежал к самолёту, и пилот подарил ему шлем. После этого дедушка всем говорил, что будет лётчиком, когда вырастет. Так этот псевдоним за нашей семьёй и закрепился.
У каждого народа своя ментальность: есть народы торгующие, есть народы обшивающие, а есть те, кто любит работать на земле. Немцы — народ, который умеет делать из пустыни оазис. Поэтому, как только выходил какой-нибудь манифест — приглашение Екатерины II селиться на окраинах России, указ об освоении земель Сибири или северного Казахстана, — немцы отправлялись туда. Вот и когда мне было семь мы с семьёй переехали в целинный регион Казахстана.
В моей семье друг с другом говорили на немецком. Но сказки мне читали всякие: и русские, и немецкие. Бабушка пела на немецком, так как плохо говорила по-русски. Мама — на русском и украинском. Это нормально, потому что всегда есть влияние народов, которые живут с тобой по соседству.
Мои родители, бабушки и дедушки потом вернулись в Германию. Но я отказалась. Я была молодой, а у молодости свои представления о мире. Тогда мне казалось: «Как же я без русских передач, без местного фольклора буду жить?» И не жалею о том, что осталась.
Чтобы уехать в Германию на ПМЖ, необходимо доказать, что ты немец.
Во-первых, нужно предоставить документы, подтверждающие национальность.
Во-вторых, один из родителей должен засвидетельствовать, что он тоже немец.
В-третьих, придётся сдать языковой тест. В какой-то момент правила приёма ужесточили: человек должен был говорить не только на немецком, но и на диалекте. Со стороны Германии это было жестоко, ведь долгое время советская власть буквально выбивала из людей немецкость. К счастью, потом это требование отменили.