Винты со шлицем под обычную отвертку применяют только в ненагруженных соединениях (в приборах и для крепления мелких деталей, кронштейнов, скобок, хомутов, пластинок, панелей, листовых облицовок и т. д.). Главный их недостаток — невозможность силовой затяжки и затруднительность стопорения.
На рис. 136 представлены основные типы винтов под отвертку с цилиндрической и цилиндросферической головкой (I, II); с полусферической головкой (III); с конической, цилиндроконической и сфероконической головками (IV—VI). На рис. 136, VII—XII показаны конструктивные разновидности таких винтов.
Из всех типов винтов для машиностроителя наиболее привлекательны потайные или полупотайные винты ост 1 31521 с коническими головками, позволяющие осуществить соединения без выступающих частей. К сожалению, они обладают и наибольшим количеством недостатков по сравнению с винтами остальных типов. Главный недостаток состоит в затруднительности сочетания двух центрирующих поверхностей — резьбы и конической поверхности готовки. Этот недостаток особенно сказывается в соединениях с несколькими винтами. Вследствие неизбежных производственных ошибок центры нарезных отверстий в корпусе, как правило, не совпадают с центрами конических гнезд в притягиваемой детали: только один из винтов соединения правильно устанавливается в коническом гнезде, головки остальных винтов ложатся в гнездах со смещением. Этот недостаток можно частично устранить применением для резьбы посадок с зазором.
Другой недостаток заключается в затруднительности стопорения. Если винты с цилиндрическими и полусферическими головками стопорятся сравнительно просто шайбами гровера (а винты с цилиндрическими головками также проволочной вязкой, см. рис. 136, XI), то задача стопорения винтов с коническими головками до сих пор не нашла удовлетворительного решения. Самые надежные способы стопорения винтов с конической головкой (закерновка или завальцовка головки) применимы только в изделиях из пластичных металлов, и, кроме того, соединения, выполненные этими способами, — неразборные.
Низкая прочность паза под отвертку является третьим недостатком винтов с коническими головками (этот недостаток в равной мере присущ винтам с полусферической головкой и в меньшей степени винтам с цилиндрическими головками).
Отвертка после нескольких установок разрабатывает паз, и винт становится непригодным к дальнейшему потреблению.
Винты, применяемые в машиностроении, обязательно подвергают термообработке до 40—45 HRC.
Еще один недостаток заключается в затруднительности применения механизированных винтовертов, так как форма паза и головки затрудняет центрирование лезвия винтоверта. У винтов с цилиндрическими головками центрирование осуществляется сравнительно просто — введением дополнительных центрирующих элементов, базирующихся по поверхности головки (рис. 137, I, II).
Существенный шаг вперед в конструкции винтов с коническими (а также цилиндрическими и полусферическими) головками представляет применение крестообразных конических гнезд (рис. 138) под отвертку специальной формы (рис. 139, II).
Такие винты можно затягивать с большим усилием; форма гнезда исключает возможность срыва отверстия и облегчает как ручное, так и механизированное завертывание винтов.