Объекты малого бизнеса в России

1С: Бухгалтерия строительной организации

На сегодняшний момент разными партнерами фирмы «1С» выпускается целый ряд специализированных программ для автоматизации ведения бухгалтерского и налогового учета в большинстве отраслей бизнеса. В данной статье речь пойдет о строительстве. Строительство весьма обширная отрасль и автоматизировать ведение учета таким образом, чтобы решения подходили, как к небольшим так и средним и крупным фирмам — очень не просто. Опять таки, строительство объединяет в себе несколько совершенно разных направлений. Например, таких как Инженерия здания, Ремонт и отделочные работы, Монолитное строительство и так далее. И специфика у каждого направления – немного отличается.
Фирма 1С создала программную платформу — «1С:Предприятие», на базе которой выпускаются уже программные продукты таких направлений, как учет персонала и расчета заработной платы — выпускается программный продукт «1С:Зарплата и управление персоналом» (ЗУП), для складского учета и торговли — «1С:Управление торговлей» (УТ), для ведения бухгалтерского и налогового учета — «1С:Бухгалтерия предприятия» (БП) и т. д.
На основе продукта от 1С — «1С:Бухгалтерия предприятия» разрабатано и поддерживается несколько решений в области строительства, но одно из лидеров в этой сфере является программный продукт– «1С:Бухгалтерия строительной организации» (БСО), разработанный фирмой «ИМПУЛЬС-ИВЦ». Программистам этой компании удалось максимально полно разработать функционал программы и, в результате, БСО отвечает потребностям широкого спектра потребителей — как застройщика-инвестора, заказчика, так и подрядчика в любом направлении строительства.
В чем же отличия между БСО и стандартной «1С:Бухгалтерия предприятия» (БП) и зачем вообще нужна БСО? Немного забегая вперед, скажу, что БСО создана на базе БП с добавлением специализированных подсистем для строительства. А именно, добавлены подсистемы: «Заказчик строительства», «Инвестор строительства» и «Подрядчик строительства». Любая бухгалтерия строительной организации 1с основана на двойной записи в бухгалтерских счетах. Каждый бухгалтерский счет из плана счетов отражает ту или иную финансовую или хозяйственную информацию. Например счет 50 – касса, 51 – расчетный счет организации, 68 – расчеты по налогам, а 10 — материалы. Каждый счет может иметь свои субсчета, или счета второго порядка, для уточнения или детализации информации, хранящейся на этом счете. Так например счет 10 имеет субсчет 10.08 – строительные материалы. Каждый счет или субсчет может иметь Субконто. Субконто — дополнительный срез аналитики на этом счете. Каждый счет имеет — Дебет (Дт) и Кредит (Кт). Таким образом любая операция выглядит как набор проводок, с Кредита одного счета на Дебет другого и. Например покупка какого-нибудь материала выглядит так: Дт10.01 – Кт60.01 1000руб. и Дт19.03 – Кт60.01 180руб. Здесь мы купили какой-то материал за 1180 рублей. БП автоматизирует работу бухгалтера, или другого сотрудника, участвующего в бизнес процессе, и по каждой типовой операции – формирует определенный набор проводок, согласно настроенным ранее правилам учета. Как Вы понимаете, таких вариантов, в зависимости от операции, может быть сколько угодно. И на каждый случай создать свой вид документа просто невозможно… В типовой бухгалтерии нет такого понятия, как «объект строительства». В БСО добавлен целый ряд механизмов для упрощения ведения бухгалтерского учета в строительных организациях и хранения сопутствующей информации по объектам строительства, договоров в разрезе видов инвестирования и участников строительства. Например, в БСО добавлен справочник «Объекты строительства», в разрезе которого гораздо легче вести учет самого строительства, т. к. добавлены вспомогательные справочники: «Стройки», «Характеристики объектов строительства» и др. Документ «Передача материалов и работ на объект строительства», помогает передать материал со склада на объект строительства и учесть их в составе затрат на этом объекте .
Как и в типовой бухгалтерии, в БСО, для нового функционала, также реализован механизм «ввод на основании», что еще больше упрощает ввод данных. Еще приятным отличием БСО от стандартной БП имеет наличие целого ряда специализированных строительных документов, типа КС-2, КС-3, КС-11, КС-14 и других регламентированных форм.
Пожалуй, стоит рассмотреть, в рамках этой статьи, ключевые отраслевые инструменты и важные моменты ведения учета «1С:Бухгалтерия строительной организации» (БСО).
— Как уже писалось выше — введен специальный справочник «Объекты строительства» для учета строительных объектов. Этот справочник привязан к справочнику «Номенклатурные группы», но сильно расширяет его возможности.
— Введен справочник «Стройка» для консолидации объектов строительства. Например, если мы строим жилой комплекс, который включает в себя несколько домов или корпусов. Кстати, если у нас в большом комплексе присутствует некий объект инфраструктуры, который относится к Объекту строительства, как «вспомогательный», и принадлежит комплексу в целом, т.е не подлежит дальнейшей реализации, например ЦТП, мы можем поставить на него соответствующий признак. Чтобы в конце строительства раскидать затраты на остальные объекты, подлежащие реализации.
— Учет долей строительства ведется в разрезе справочника «Номенклатура». Например мы можем строить жилой дом, как Объект строительства, в разрезе Номенклатурной группы, а Квартиры будут являться элементом справочника «Номенклатура», которые входят в эту Номенклатурную группу. Кстати, существует очень полезная обработка, которая позволяет за пару нажатий клавиш создать номенклатурную группу (например «улица Инессы Арманд дом №4, корпус 1»), состоящую из номенклатур — полутысяч квартир с уникальными номерами. Каждый тип квартиры (например «однушка», «двушка» и «трешка») имеет типовую площадь и типовые параметры. Обработка сама создаст полторы тысячи единиц номенклатуры в нужном месте (папке), со своим номером квартиры, со своей площадью и со своими параметрами.
— Для удобства добавлен справочник «Характеристики объектов строительства». В нем мы можем хранить всю сопутствующую информацию по объекту строительства, начиная с адреса и заканчивая всеми участниками (Заказчики, Инвесторы, Субподрядчики и т.д.).
— Помимо сугубо бухгалтерского функционала – присутствует функционал планирования для разных нужд застройщика и подрядчика:
— Для заказчика-застройщика – «Лимиты капитальных вложений» и «Смета на содержание заказчика строительства».
— Лимиты капитальных вложений – это возможность планирования и корректировки затрат на капитальные вложения на строительство объекта. Здесь мы можем набросать некий список планируемых затрат на капитальные вложения и внести корректировку, как на уменьшение, так и на увеличения их, а потом отчетом «Анализ выполнения лимита капитальных вложений» посмотреть план. А также факт выполнения, который берется из Дебета счета 08.03. Отчет по объекту строительства с возможностью разреза по статьям затрат.
— Смета на содержание заказчика строительства – возможность планирования и корректировки расходов в виде смет с расходами по затратам на содержание заказчика. Отчетом «Анализ сметы затрат заказчика строительства» можно посмотреть наш текущий план и факт на Дебете счета 08.09.
— Создан значительный функционал по приемки законченного строительством объекта. Документ «Акт приемки законченного строительством объекта» можно заполнить как по суммам инвестиций, так и по площади. По факту подписания «Акта приемки законченного строительством объекта» — заказчик перестает исчислять капитальные вложения по объекту на своем балансе. Документ включает в себя затраты по общим капитальным вложениям, по капитальным вложениям инвесторов, распределяет НДС и т.д. Документ может распечатать различные типовые формы, такие как КС-11, КС-14 и т.д.