Amazon.com, Inc. («амазон.ком») – американская корпорация, специализирующаяся на электронной коммерции, облачных вычислениях и искусственном интеллекте.
Amazon широко известна продажей и поставкой товаров через интернет и является крупнейшей по рыночной капитализации ритейл-компанией. В 2019 рыночная стоимость по оценке Forbes равна 916,1 млрд.$, а объем продаж составил 232,9 млрд.$. В этом же году «Амазон» показала рекордную чистую прибыль в размере 10,1 млрд.$. В списке крупнейших публичных компаний Global 2000 2019 Amazon на 28 строчке.
Но Amazon.com – не только гигантский онлайн-рынок, но и глобальный поставщик сервиса облачных вычислений и услуг искусственного интеллекта. Компания лидирует в сфере облачных вычислений рынка и, наряду с Apple, Google, Facebook и Microsoft, является одной из технологических корпораций «Большой Пятерки».
Благодаря глобальному охвату, бренд Amazon считается одним из самых дорогих в мире – Forbesоценивает торговую марку в 97 млрд.$ и размещает на 4-ом месте рейтинга World’s Most Valuable Brands 2019.
Как же удалось компании, чья история начиналась с продажи книжек из гаража, превратиться в гиганта электронной коммерции? История успеха Amazon – открытая книга для тех, кто хочет извлечь уроки из роста прибыльной и инновационной транснациональной корпорации.
Основатель Amazon: работяга с Уолл-стрит
Создатель и СЕО компании – Джефф Безос (Jeff Bezos), чьей биографии посвящена отдельная статья. Программист по образованию, перед тем, как основать собственное дело, он сменил пару-тройку работ и на тот момент трудился в фирме DESCO на Уолл-стрит. Когда Безос прочитал заметку о том, что число пользователей интернета за год выросло на 2300%, то решился бросить свою престижную работу с солидным заработком, чтобы попробовать силы в новой отрасли. Риск оправдал себя: Безос с 113 млрд.$ в кармане – №1 в списке миллиардеров Forbes в 2020.
Выбор трендового товара: «Вначале было (печатное) слово»
30-летний Безос решает использовать потенциал «всемирной паутины» и создать интернет-магазин. Но что станет первым товаром онлайн-лавочки? В мае 1994 он находит в интернете список «20 самых популярных товаров», среди которых фигурируют книги: «Бинго!». Книжки не портятся и их легко транспортировать.
Книги становятся первым продаваемым товаром «Амазон»
Четверть века спустя после основания компании, в рейтингах «ТОП-20 продаваемых товаров» по-прежнему фигурируют книги. Хотя они уже не на первых строчках: сейчас лидируют фитнес-трекеры, дроны, инструменты и аксессуары для смартфонов.
Перед тем, как запускать стартап, Безос посоветовался с родителями и супругой. Золотое правило принятия решений от бизнес-магната звучит так: «слушай свое сердце и близких». Родители помогли со стартовым капиталом – вложили 100 тыс.$, а супруга Маккензи Таттл поддержала инициативу мужа.
В 2018 в интервью миллиардер отметил, что рискнуть и выйти из зоны комфорта ему помогла семья: «Когда в вашей жизни есть любящие и поддерживающие вас люди, такие как Маккензи, мои родители, мои дедушка и бабушка, вы, в конечном итоге, можете рисковать».
«Они дали добро»: родители Безоса и его супруга (с 2019 – бывшая)
Безос переезжает из Нью-Йорка в Сиэтл, чтобы быть поближе к крупному книжному поставщику США Ingram. Ведь чтобы состязаться с оффлайновыми книжными магазинами, потребуется конкурентное преимущество – неограниченный выбор книжек.
История названия компании
5 июня 1994 Безос регистрирует компанию. Вариантов названий было несколько, среди рабочих версий значились:
- Awake (англ. «пробудитесь»): ну прямо как журнал, который издают Свидетели Иеговы;
- Bookmall (англ. «book» – книга): было бы недальновидным ограничить имя компании «книжным» ассортиментом;
- Browse (англ. «просматривать, пролистать»);
- MakeItSo (англ. «сделай это так»): цитата капитана Пикарда, персонажа научно-фантастического сериала «Стартрек».
- Relentless (англ. «неустанный»).