Аналитика мобильных приложений должна стать вашим лучшим другом, если вы планируете или уже разрабатываете приложение под iOS или Android. Она поможет вам понять, что необходимо оптимизировать и в каком направлении двигаться для достижения целей проекта.
Без аналитики вы можете достаточно долго пробовать новые фичи, играть с оптимизацией или проводить эксперименты, не понимая, как все это влияет на ключевые метрики мобильного приложения.
Прочитав эту статью, вы получите общее представление о том, что такое аналитика мобильных приложений, с чего надо начинать и куда двигаться, а чего делать точно не стоит.
Mobile vs Web
Если вы когда-либо пользовались Яндекс.Метрикой, то дальнейшая аналогия поможет вам лучше понять почему мобильной аналитике нужно уделять много времени и внимания и почему нельзя обойтись просто установкой привычного для сайтов «счетчика».
Установка системы аналитики в приложение
Все начинается с установки системы аналитики в приложение.
Даже банальная установка кода аналитических систем в приложение — достаточно трудоемкий процесс, который потребует привлечения разработчиков. Подводных камней здесь немало. А если учесть, что любое изменение требует еще и перемодерации приложений в Google Play и App Store, то процесс получается не только трудоемким, но и длительным.
Сложность аналитических сервисов
Интерфейсы сервисов для сбора и анализа данных зачастую довольно сложны. Разобраться в них за один день не получится.
И если Яндекс.Метрика для сайтов — это массовый продукт с интуитивно понятным интерфейсом, то все сервисы аналитики для Mobile ориентированы в первую очередь на специалистов и требуют многодневного изучения документации.
Функциональность мобильных приложений
Сайты в большинстве своем однотипны: лендинг, корпоративный сайт, интернет-магазин и т. п. Подходы к анализу также шаблонны, в связи с чем можно просто установить счетчик на сайт, в пару кликов настроить цели и начать получать данные для анализа.
С приложениями все не так. Каждое мобильное приложение специфично и имеет свой набор функциональных элементов. Большой зоопарк вариантов технологического стека, специфика функционала, различные задачи… Все это не позволяет унифицировать системы аналитики. Именно поэтому каждое приложение — это новый проект для анализа данных.
Для анализа необходим комплекс сервисов
Сегодня ни один сервис не может закрыть все задачи по анализу данных в мобильном приложении — приложения слишком сложны, а задачи анализа специфичны.
Для анализа необходима связка нескольких сервисов, баз данных, интеграций и др. Этот комплекс сервисов и приложений необходимо тщательно спроектировать, затем правильно реализовать и обслуживать.
Как построить систему аналитики в приложении
Аналитику мобильного приложения не получится осуществить в один момент. Просто «прикрутить» аналог Яндекс.Метрики не выйдет. Пригласив специалиста за неделю до планируемого релиза, вы можете сильно удивиться, получив ТЗ для разработчиков на пару недель.
Рассмотрим, что нужно сделать, чтобы все работало как надо. Но так как это самое «как надо» в каждом случае индивидуально, предлагаю рассмотреть 3 основных варианта развития аналитики в вашем мобильном приложении.