Международное и российское законодательство признаёт автомобиль источником повышенной опасности. Поэтому к нему и ко всем его компонентам предъявляют особые требования, среди которых – соответствие определённым стандартам безопасности.
В России действуют стандарты, общие для стран-участниц Таможенного союза — эти правила были приняты в 2011 году и время от времени дополняются. Они отражены в техническом регламенте «О безопасности колёсных транспортных средств».
Каждый серийный автомобиль, поступающий в продажу, должен пройти процедуру сертификации, которая подтвердит, что он соответствует стандартам и что его конструкция безопасна для использования. Поскольку в случае с серийным автомобилем речь идёт о принципах унифицированного производства, то по результатам сертификации нескольких экземпляров одной модели выдают разрешение — так называемый «Сертификат соответствия типу ТС», которое будет распространяться на все машины этой модели и её модификации.
Теперь представим, что тюнер-энтузиаст или поклонник оффроуда берёт вполне конкретный серийный автомобиль и дорабатывает его на своё усмотрение, используя детали, которые ему больше нравятся. В этом случае формально уже нельзя говорить о том, что конструкция автомобиля осталась прежней, а значит, невозможно и поручиться, что доработанный автомобиль безопасен. Подтвердить его безопасность и внесение изменений в конструкцию способно только всестороннее исследование обновлённой конструкции, которое должны провести технические специалисты.
Постановление правительства РФ №413 описывает процедуру проверки такой изменённой конструкции. А поскольку машина доработана не на сертифицированном серийном производстве, то каждый такой проект должен проходить проверку в индивидуальном порядке.
Когда переделки не требуют регистрации
Пункт 77 технического регламента Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» говорит о том, что проверку на безопасность не нужно проходить, если на машину установлены предназначенные для неё детали. То есть такие, которые проверялись на «совместимость», и на которые у их изготовителя есть соответствующие документы.
Не попадают в категорию доработок и плановые замены деталей — например, по мере износа. Если во время ремонта вы меняете рулевые тяги на точно такие же или на детали с теми же характеристиками, то никакая их регистрация не нужна. Можно доустанавливать на машину детали и оборудование, которые предусмотрены заводом, — это должно быть указано в эксплуатационной документации к машине, а также в бумагах к самому оборудованию.
Например, на серийной машине предусмотрены противотуманные фары, но в вашей комплектации их нет. Можно дооборудовать ими свой автомобиль самому, однако поставить их надо в предназначенные автопроизводителем посадочные места и крепления. И не любые фары, а только те, которые выпускаются для данной модели машины. А вот если вы решили поставить на свой французский седан тяги от японского внедорожника, то это уже считается вмешательством в конструкцию.
Проблема в том, что формулировка пункта 77 не совсем точная. Он допускает установку компонентов, предназначенных «для этого транспортного средства», что можно трактовать и как модель автомобиля, и как конкретный экземпляр. Во втором случае в ГИБДД могут посчитать установку тех же противотуманок уникальной доработкой и требовать от владельца получения на неё разрешения.
Как из этой правовой коллизии выйдет ГИБДД, покажет практика. Но автовладельцу нужно быть готовым к тому, что мало-мальские изменения будут трактоваться как конструктивное вмешательство – в соответствии с «буквой закона».
На какие доработки не дадут разрешение
Сразу нужно отказаться от идеи переделывать машину, на регистрацию которой наложены ограничения, или находящуюся в розыске. Лучше дождаться снятия этих ограничений или выбрать другой вариант.
Правила запрещают выдавать разрешение на переделки, если те могут повредить или уничтожить VIN автомобиля. Также вне закона изменения, после которых существенно вырастет максимальная масса машины или её колесная база. Тут показатели не могут быть выше, чем в уже действующих сертификатах типа ТС.
Нельзя заменять кузов или его части на те, что не предусмотрены маркой транспортного средства. И это может стать некоторой проблемой для любителей тюнинга. Полёт их творческой фантазии ограничили рекомендациями производителя или сертифицированными деталями. Кроме того, на машину не удастся поставить грузоподъёмное оборудование, если оно не было признано совместимым с машиной.