Объекты малого бизнеса в России

Как утилизировать автомобиль и для чего это нужно

Очевидный повод начать процедуру утилизации — предельный физический износ автомобиля. Неважно, наступает он в силу возраста, большого пробега или серьёзного ДТП. 

Но есть и более необычные причины. Сдать на утилизацию можно автомобиль, который не стоит сейчас у вас перед домом. Например, если он был угнан и вы уже отчаялись его найти. Или тот, что вы честно продали, а новый владелец недобро­совестно решил не заниматься пере­регистрацией, из-за чего все «письма счастья» о штрафах и неуплаченном транспортном налоге приходят на ваше имя.

Однако в любом из этих случаев физическим действиям предшествует формальная, юридическая выбраковка автомобиля.

Каков порядок утилизации автомобиля

Вне зависимости от причин утилизации сначала необходимо подать в ГИБДД заявление о снятии машины с учёта, а также приложить к нему объяснитель­ную записку, в которой должны быть изложены причины грядущей утилизации.

В случае угона к этим двум бумагам нужно добавить оставшиеся у вас документы на машину. Если они не сохранились, а были похищены вместе с машиной, обязательно зафикси­руйте этот факт в объяснительной. Когда оформ­ление утилизации запускается из-за нерадивого следующего владельца, к заявлению нужно приложить копию договора о продаже. Предо­ставлять машину в ГИБДД для осмотра, понятное дело, при этом не требуют.

Процедура куда сложнее, если вы хотите утилизи­ровать не весь автомобиль целиком, а планируете сохранить какие-то его агрегаты — например, чтобы продать их по отдельности. В этом случае порядок требует наличия всех документов на авто­мобиль (ПТС, СТС) и его «номеров». Снятые агрегаты тоже придётся предо­ставить в ГИБДД для осмотра, их список должен быть внесён как в заяв­ление о снятии с учёта, так и в объясни­тельную записку о причинах утилизации тс. На каждую деталь, у которой есть свой иденти­фикаци­онный номер, можно просить оформить свидетель­ство о высвободив­шемся агрегате, которое сделает его последующую продажу легальной.

В случае с двигателем свидетельство получайте обязательно. Пускай процедуру регистрации автомобиля с «неродным» мотором недавно упростили (отменили справку-счёт на новый мотор, аналогичный заменяемому), в 2021 году регистраци­онные бумаги на подержанный агрегат его потенциальному владельцу будут нужны. За каждое свидетель­ство придётся заплатить по 200 рублей госпошлины. Снятие автомобиля с регистрации — бесплатная услуга.

Можно ли утилизировать машину без документов

Юридическую выбраковку автомобиля реально провести даже в случае, когда у владельца нет оригиналов документов, подтверж­дающих факт владения автомобилем. Например, машина была похищена вместе со всеми бумагами. Однако информация о реги­страции автомобиля с указанием собствен­ника есть в базах данных ГИБДД — а значит, его утилизация не должна стать проблемой. Ещё придётся предоставить свой паспорт, написать заявление и объясни­тельную, в которых указать обстоя­тель­ства утери документов на автомобиль.

Что делать после снятия машины с учёта

Прежде всего помните: вы не имеете права управлять снятым с регистрации автомобилем. Пере­двигаться по дорогам общего пользо­вания он должен на эвакуаторе — и неважно, способен он ездить сам или нет. Тем же способом машину придётся отправлять и в последний путь в центр, где её утилизируют. Услуги эвакуатора оплачивает владелец автомобиля. После приёма транспортного средства в пункте утилизации уже бывшему собствен­нику выдадут соответ­ствующее свидетельство.

Надо ли платить за утилизацию

В России существуют государственные и частные пункты утилизации авто­мобилей. И те, и другие должны иметь соответ­ствующую лицензию на работу с отходами. Для владельца уничтожаемой машины разница между ними только финансовая: государ­ственный пункт сделает всё бесплатно, а частный вправе потребовать плату за эту услугу. Обычно сумма не превышает 10 000 рублей.

Ещё существует пресловутый утилизационный сбор, и в некоторых — правда, довольно редких — случаях владелец должен будет его заплатить. От сбора освобождены авто­мобили, выпущенные до 2012 года, а у большин­ства более свежих машин в ПТС уже стоит отметка об уплате утилизаци­онного сбора — его взимают с автопроиз­водителей. Но если штамп в документах по каким-то причинам отсут­ствует, то платить придётся, и немало. Для списания в утиль легковых авто­мобилей базовая ставка сбора пока составляет 20 000 рублей, и в зависи­мости от объёма двигателя её умножают на разные коэффи­циенты, которые из года в год лишь растут.