Логотип — это изображение, написание названия или символ, которые помогают запомнить компанию или бренд. Логотип есть почти у любой компании: у завода релейной защиты, спа-салона, благотворительного фонда для животных и даже у блогера, который продает курсы в «Инстаграме».
Логотип — это не просто клеймо на товаре, а часть имиджа компании. Он помогает быстро опознать бренд визуально, не читая название. Например, когда мы видим на обочине шоссе желто-красную ракушку, сразу понимаем, что это заправка «Шелл».
Я креативный директор коммуникационного агентства и часто работаю с логотипами. К нам приходят заказчики с большими проектами, и обычно работа начинается с разработки айдентики — логотипа и фирменного стиля. В этом случае для клиента я исполнитель: вникаю в проблему, прошу ответить на вопросы брифа, обсуждаю референсы. А для дизайнеров я заказчик: даю им техническое задание и формулирую все пожелания клиента в понятных для дизайнера терминах.
Моя статья будет полезна тем, кто раньше не имел дела с дизайном — например, человеку, который впервые открывает свой бизнес и заказывает логотип. Если вы опытный дизайнер или уже не раз заказывали логотипы, вы вряд ли узнаете что-то новое. В статье я расскажу, где и как найти хорошего дизайнера для создания логотипа, какие вопросы стоит ему задать, сколько это будет стоить и как отличить хороший логотип от плохого.КУРС
Финансовая грамотность для взрослых
Из чего состоит логотип
Логотипы обычно состоят из нескольких частей:
- Написание, оно же текстовая часть — обычно это название компании или бренда.
- Графическая часть — изображение.
- Дескриптор — уточняющая надпись. Чаще всего это слоган, дополнение к названию или род деятельности компании.
В одном логотипе не обязательно должны быть все эти части.
Написание и шрифт. Название компании должно быть написано в логотипе, в идеале специально разработанным, оригинальным начертанием литер, часто в сочетании с каким-либо графическим элементом, содержащим определенную символику. Даже если кажется, что бренд использует только графический логотип, это не так — в полной версии логотипа всегда есть написание. Например, обычно «Эпл» использует только графику — надкусанное яблоко, но в полной версии логотипа есть и название компании. Так часто делают известные бренды, например «Макдональдс» или «Найк».
По моему опыту, большинство дизайнеров используют для написания готовые шрифты. Есть системные шрифты, зашитые в MS Office, — ими пользуются не самые профессиональные дизайнеры. У специалистов с опытом такое встретишь редко. Обычно они используют готовый, но малоизвестный шрифт, в лучшем случае слегка дорабатывая его под задачу.
Готовый шрифт — не значит бесплатный. Чаще всего готовые шрифты надо покупать. Самый популярный в России магазин шрифтов — «Паратайп». В среднем лицензия на использование одного из начертаний шрифта для логотипа там стоит 2500 Р. При этом у каждого шрифта может быть 15—20 начертаний и несколько лицензий, например для веба, десктопа, мобильного приложения. Все вместе они обойдутся в сотни тысяч рублей. Но для логотипа не нужен полный комплект — только одно начертание и лицензия «Лого».2500 Р
в среднем стоит шрифт для логотипа на «Паратайпе»
Дизайнеры часто используют в работе базу бесплатных шрифтов «Гугла». Этими шрифтами можно бесплатно пользоваться только в веб-среде: на сайтах, в мобильных приложениях. В логотипах их использовать нельзя. Поэтому в первую очередь обратите внимание, какой шрифт выбрал дизайнер для вашего логотипа и есть ли на него лицензия.
В логотипах с большой историей никакой графики, то есть рисунка, порой просто нет. С начала 20 века и до 1980—70-х годов бренды нередко использовали как логотип только написание, выполненное художником. Это шрифтовые логотипы, в которых само написание и есть графика. Со временем написание стало дополняться графическим элементом, но именно дополняться, оставаясь при этом главной частью логотипа.