Объекты малого бизнеса в России

«На прокторинг вешают вообще все неудобства, связанные с дистанционными экзаменами»

Как устроен онлайн-прокторинг

— Опишите, пожалуйста, для совсем несведущих процедуру прокторинга на онлайн-экзамене. Вот студент подключается… Что происходит дальше?

— Давайте сначала проведём аналогию с обычным экзаменом, чтобы показать, что это не новая история. Что происходит, когда вы заходите в класс, чтобы сдать важный экзамен? Сначала вы показываете, что это вы: даёте, например, зачётку с фотографией, а в сертификационном центре — паспорт. Вас проверяют.

Дальше вам показывают, куда нужно сесть, и убеждаются, что у вас нет с собой ничего лишнего, сотовый телефон выключен, бумаг никаких посторонних нет. А в процессе сдачи экзамена, если вы будете разговаривать, вас попросят выйти либо хорошо предупредят.

— А на онлайн-экзамене что происходит?

— Ровно всё то же самое в онлайне. Перед стартом онлайн-экзамена, перед тем как вам выдают вопросы, вы показываете документ, вас идентифицируют. Вас просят показать рабочий стол, то есть чем вы пользуетесь. Это очень важная часть — посмотреть, что у человека за столом, убедиться, что он ничего не спрятал. Вас могут попросить выключить сотовый телефон, отложить его в сторону. После этого открываются экзаменационные вопросы.

Когда человек их решает, ровно так же нельзя пользоваться никакими подсказками, открывать другие страницы, обращаться за помощью к другим людям. Если вы это делаете, то вас призывают к порядку — или вам могут не засчитать экзамен. Один в один. Мы не придумали ничего нового. Мы просто перевели в онлайн процесс, который уже веками существует в офлайне.

Наблюдение может происходить в двух режимах — в синхронном и в асинхронном. В синхронном проктор смотрит, что студент делает, и может с ним чатиться. Это очень надёжный метод, но для него нужно, чтобы было достаточное количество прокторов, то есть наблюдающих.

В асинхронном режиме студент может в любой момент сесть и сдать экзамен — это, кстати, одно из преимуществ системы прокторинга. Проктор просматривает видеозаписи рабочего стола, веб-камеры и опционально изображения со смартфона, который как вторая камера ставится сбоку, чтобы было чётче видно происходящее.

— Обычно прокторинг подаётся как очень технологичная система, которая и сама всё может. Получается, что за процесс всё же отвечает человек, а не машина?

— Если мы посмотрим на развитие технологий искусственного интеллекта, компьютерного зрения и на то, как это применяется, то увидим маркетинговую составляющую: сейчас придёт умная машина, всё сделает, и люди будут не нужны.

Но давайте быть реалистами и смотреть на практику. Как правило, технологии искусственного интеллекта и автоматизации просто позволяют операторам быстрее и эффективнее выполнять свою работу.

Искусственный интеллект не может сейчас заменить человека. Более того, в Европейском союзе, например, согласно требованиям GDPR, без контроля человека машина ничего делать не может, чтобы не было предвзятости.

А что делают AI-технологии? Распознают видеоизображение, алгоритмы обнаруживают некоторые события — что человек повернулся, что в кадре находится кто-то помимо экзаменуемого, что появился голос или телефон. Из этих событий формируются паттерны поведения. В итоге автоматика даёт проктору рекомендации обратить внимание на определённые вещи. То есть она сильно ускоряет работу проктора в зависимости от правил его работы.

 А проктор  это какой-то особый специалист?

— Прокторы — это в основном бывшие или действующие преподаватели либо операторы рабочих мест. Это люди, у которых есть склонность внимательно, вдумчиво и по многу часов смотреть довольно скучное видео. Далеко не у всех людей это получается.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

У нас нет специальных требований к ним, им не нужно какого-то особого технического образования или чего-то ещё. Мы на входе даём тестовые задания, чтобы проверить, могут ли они адекватно и вежливо общаться с другими, как они взаимодействуют в переписке. Дальше мы будущих прокторов тренируем, они проходят испытательный срок под присмотром «старших товарищей».

В итоге у нас до работы доходит порядка 60% людей, остальных мы отсеиваем. А оставшиеся работают — кто-то в реальном времени, кто-то асинхронно.