В 2022 году в российском высшем образовании началась существенная трансформация. В 2023 году она продолжилась, установив для «пилотных» вузов несколько уровней обучения, тем самым продемонстрировав поворот к традиционной системе подготовки специалистов. Повышение качества образования через актуализацию лучших традиционных практик — то, о чем неоднократно говорили в самом многопрофильном вузе страны — в РУДН.
Уход из страны зарубежных компаний — вызов и для экономики в целом, и для российского высшего образования как его значимого звена. Необходимость создания отечественной производственной базы, новых разработок стала стимулом для вузов активнее включаться в ликвидацию кадрового голода, который неоднократно становился следствием разрыв между реальной экономикой и системой образования.
Какие они — кадры будущего, что должны уметь и к чему стремиться? Повлияла ли геополитика на интеграцию высшего образования в международную систему образования? Ответы на важные вопросы в большом интервью «Бизнес-журналу» дал Олег Ястребов, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН), доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор.
Университет, открытый миру: в чем уникальность РУДН?
— Когда вы только вступили в должность, стояла задача разработать программу развития вуза до 2035 года. Расскажите о ее ключевых направлениях: куда идет РУДН сегодня?
— Когда я вступил в должность ректора, подходила к своему завершению программа 5-100, в которой участвовал университет, и уже была разработана идеология новой программы для участия в проекте «Приоритет-2030».
Изменения касаются целевой модели: мы поставили себе задачу к 2030 году обеспечить доходы от НИОКР в размере более 3,5 млрд рублей.
Также в программе заявлен ряд стратегических проектов. Например, Агротехнопарк РУДН создаст 10 новых сортов зерновых, плодовых культур и кормовых трав и запатентует технологии производства здорового посадочного материала. Другой проект направлен на восстановление когнитивных функций у детей и молодых взрослых, перенесших онкологию мозга. А в биоинженерном проекте медики РУДН создадут клеточный препарат для восстановления костной ткани. Наши партнеры — два крупнейших военных госпиталя. На их базе мы проводим пилотные исследования и апробируем технологию в клинической практике.
— А каковы приоритеты инвестиционной политики РУДН? Какие-то из направлений развития вуза являются приоритетными?
— Надо понимать, что РУДН самый многопрофильный вуз, и нельзя сказать, что одни направления – приоритеты, а другие существуют сами по себе. Преподаватели должны получать достойную заработную плату — это приоритет. Чтобы быть конкурентоспособными, надо развивать инфраструктуру. А чтобы передавать знания, научную базу нужно создать, а это уже наука. Университет в прошлом году вложил 850 миллионов рублей собственных средств на развитие науки.
— После Послания президента в среде граждан и в профессиональном сообществе снова заговорили об отмене ЕГЭ. При этом сторонники единого экзамена настаивают на том, что он делает доступ к лучшим вузам страны равным для всех.
— География студентов, например, московских вузов – это вся Россия. В РУДН 62% абитуриентов, поступивших на бюджет, ребята из регионов. В топ-5 регионов по количеству первокурсников в РУДН входят Краснодарский край, Республика Дагестан, Калужская область, Владимирская область, Ставропольский край. Ребята приезжают в Москву учиться на те направления, которые востребованы в их родных городах. К примеру, абитуриенты из Свердловской области и республики Башкортостан предпочитают поступать на направления «Математика», «Прикладная математика», «Прикладная геология и управление в технических системах». А ребята с Дальнего Востока – например, из Приморского края – часто выбирают «Лингвистику» и «Международные отношения».
Так, количество принятых учащихся на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры по очной форме обучения (на бюджет и по договору) только по ряду регионов ЦФО выглядит следующим образом:
- Белгородская область — 28;
- Брянская область — 64;
- Владимирская область — 64;
- Воронежская область — 36;
- Ивановская область — 15;
- Калужская область — 73;
- Костромская область — 7;
- Курская область — 34;
- Липецкая область — 45;
- Орловская область — 28;
- Рязанская область — 46;
- Смоленская область — 54;
- Тамбовская область — 15;
- Тульская область — 69;
- Ярославская область — 34.
— РУДН — один из ведущих, лучших университетов страны, он малодоступен? Это миф или реальность?
— РУДН – университет, открытый миру. У нас учатся 37 000 человек. Динамика количества заявлений от абитуриентов постоянно растет. Если в 2021 году мы получили более 80 000 заявок, то уже в 2022 – более 100 тысяч.
Новые профессии и традиционные специальности
— Какой будет приемная кампания для желающих поступить в РУДН? Сколько будет бюджетных мест и что принципиально нового появится в вузе?
— В этом году 2700 студентов поступит в РУДН «на бюджет». Это почти на 1000 больше, чем в 2020 году. К нам приходят умные молодые люди, которые сразу спрашивают, где они будут работать, чему они у нас научатся. Мы, свою очередь, изучаем потребности реального сектора экономики и актуализируем наши программы. Так, в бакалавриате появятся новые профили: «Нанотехнологии и наноматериалы в приборостроении», «Управление информационными процессами, машинное обучение и кибербезопасность», «Искусственный интеллект и проектирование космических систем», «Data Engineering и управление космическими системами». А в магистратуре, например, будет профиль «Цифровые инновации в филологии».
В прошлом году количество принятых на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения только на бюджет по отдельным регионам ЦФО составило:
- Белгородская область — 10;
- Брянская область — 37;
- Владимирская область — 25;
- Воронежская область — 10;
- Ивановская область — 4;
- Калужская область — 22;
- Костромская область — 2;
- Курская область — 14;
- Липецкая область — 18;
- Орловская область — 10;
- Рязанская область — 13;
- Смоленская область — 22;
- Тульская область — 29;
- Ярославская область — 16.
— Есть ли прогноз относительно того, какие специальности будут пользоваться большим спросом?
— Традиционный интерес – к медицинским специальностям, лингвистике и международным отношениям. Но в последние время мы фиксируем рост заявлений и на компьютерные науки и информатику, химию. Думаю, что так будет и в этом году.
В целом за последние 3 года в РУДН было открыто более 100 новых программ. В основном, это магистратура. Они создаются в ответ на потребности рынка труда. Например, в институте международной экономики и бизнеса появилась магистратура «Иностранный язык профессионального общения и специализированный перевод».
На иностранных языках открыто 12 новых программ, включая бакалавриат в юридическом институте «Bachelor of Laws (LLB)», магистратуру в инженерной академии «Safety and Strength of Transport Vehicles / Безопасность и прочность транспортных средств» и магистратуру филологического факультета «Global and Digital Media / Глобальные и цифровые медиа».
Появились и новые программы на русском языке, на которых готовят профессионалов, необходимых для развития современного общества – например, «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» «Биомедицина», «Биофармацевтический анализ», «Управление клиентским опытом и инновации в сервисе», «Право в публичной политике».
В 2022 г. запущены две цифровые магистратуры: «E-commerce – Электронная коммерция» совместно с ООО «Нетология» и на филологическом факультете — «Журналистика больших данных / Big data and journalism». Цифровая дисциплина цифровой магистратуры представляет собой совокупность элементов электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, объединенных педагогическим дизайном и единым сценарным планом.
Развиваем и короткие образовательные продукты, необходимые современным профессионалам – например, цифровой модуль «Практический курс иностранного языка для непрофильных (нелингвистических) специальностей». Интересна может быть программа «Управление продуктом» совместно с ООО «СберОбразование».
В этом году планируем открыть еще 17 программ для магистров. Среди них, например, «Mining geology / Горнопромышленная геология», «Pedagogy in Engineering / Педагогика в инженерном деле», «Агробиотехнология», «Глобальная русистика», «Управление на основе анализа данных и бизнес-аналитика», «Юрист в органах муниципальной власти».
— Каким будет проходной балл на бюджет?
— На популярные программы проходной балл очень высокий. В прошлом году надо было набрать по 310 баллов, чтобы поступить на бюджет на «Государственное и муниципальное управление» или на «Искусства и гуманитарные науки». Чуть меньше – на «Международные отношения», там хватило бы 300 баллов. Отрадно знать, что и на медицинские специальности абитуриенты поступают подготовленные – проходной балл в РУДН держится на уровне 285. А на направления, связанные с искусственным интеллектом и DATA science, нужно набрать 270 баллов – это в среднем по 90 баллов за три ЕГЭ, что тоже очень и очень непросто.
Но в целом говорить о проходном балле всегда нужно по итогам приемной кампании. Сейчас на цифры прошлых лет можно лишь ориентироваться.
— Каков принцип формирования ценовой политики на платные направления в РУДН, исходя из каких целей, задач и приоритетов формируется цена на платные образовательные программы?
— Принципы, по которым формируется ценовая политика на образовательные программы, устанавливает профильное министерство, в их основе — нормативы затрат на обучение одного студента. При этом затраты на обучение на гуманитарных, технических или медицинских направлениях существенно различаются. Также учитываются многие другие показатели, например, стоимость аналогичных программ у вузов-конкурентов.
В РУДН программы бакалавриата и специалитета варьируются от 270 до 470 тысяч рублей за год обучения. А программы магистратуры – от 290 до 375 тысяч рублей за год. Это без учета скидок, которые университет предоставляет активным и талантливым студентам. Скидки могут доходить до 50%. Это зависит от достижений студента, его социального статуса, от направления, на котором он учится. Для РУДН в приоритете — физико-математические и инженерные направления. При этом мы понимаем, что нам важно поддерживать абитуриентов с высокими результатами ЕГЭ и иными достижениями: даже если они не прошли на бюджет, для них существуют программы грантовой поддержки.