Система бюджетирования – это организационно-экономический комплекс, представленный рядом специальных атрибутов, введенных в систему управления предприятием. Наиболее важными из них являются:
- применение особых носителей управленческой информации – бюджетов,
- присвоение структурным подразделениям статуса бизнес-единиц (центров финансовой ответственности – ЦФО),
- высокий уровень децентрализации управления предприятием.
Традиционно под бюджетом понимали финансовый план, имеющий форму балансовой таблицы, в которой затраты согласованы с доходами. Однако в системе бюджетирования предприятия эта категория приобрела более широкое смысловое наполнение. Часто под бюджетом понимается любой документ, отражающий какой-либо аспект деятельности в процессе выполнения миссии предприятия. Бюджет задает направления деятельности. Он также отражает фактические результаты этой деятельности. Основная идея, реализуемая системой бюджетирования, заключается в сочетании централизованного стратегического управления на уровне предприятия идецентрализации оперативного управления на уровне его подразделений.
Децентрализация управления предприятием при использовании системы бюджетирования означает:
- делегирование управленческих полномочий (соответственно и ответственности) звеньям низшего уровня,
- повышение хозяйственной самостоятельности этих звеньев,
- наделение звеньев определенным имуществом, необходимым для решения стоящих перед ними задач,
- закрепление за звеньями затрат, связанных с их деятельностью. <Закрепление> означает предоставление возможности в широких пределах управлять этими затратами,
- закрепление за подразделениями части получаемого ими дохода,
- отчуждение части дохода, получаемого каждым подразделением для финансирования деятельности подразделений, не имеющих возможности получать такой доход извне,
- главенство миссии предприятия над целями отдельных подразделений. Степень, возможности вмешательства вышестоящих звеньев в деятельность нижестоящих определяет уровень централизации управления. Он может изменяться от высшего (все решает и за все отвечает директор и исполнительная дирекция) до низшего (каждое подразделение – юридически самостоятельное лицо).
Основными элементами системы бюджетирования предприятия являются доходы, затраты, финансовый результат (дефицит или профицит), принципы построения бюджетной системы.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение соответствующего ЦФО – центра прибыли или доходов. Закрепленные доходы – доходы, поступающие полностью в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы – средства, передаваемые одним бюджетом другому. Они могут иметь следующие формы:
- дотация – средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах для компенсации дефицита,
- субвенции – средства, передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов,
- субсидия -средства, передаваемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций субъекта управления.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами. Секвестр расходов – регулярное снижение всех статей расходов (кроме защищенных) при угрозе дефицита бюджета.
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.
Бюджетная классификация – систематизированная экономическая группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Система бюджетов предприятия основана на следующих принципах:
- единства бюджетной системы;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
- сбалансированности бюджета;
- бездефитцитности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджет-ных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- достоверности бюджета.
Принцип единства бюджетной системы означает единство
- регламентирующей нормативной базы,
- форм бюджетной документации,
- санкций и стимулов,
- методологии формирования и использования бюджетных средств.
Принцип разграничения доходов и расходов между отдельными бюджетами означает закрепление соответствующих видов доходов (пол-ностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими субъектами управления.