Если вы хотите научиться фотографировать, то вам повезло родиться в эпоху цифровых фотоаппаратов. Теперь нам не нужно ждать, пока проявится фотоплёнка, мы сразу можем увидеть на экране результат, проанализировать его и сделать коррективы. Это значительно упрощает и ускоряет процесс обучения.
Очень важным преимуществом цифровых фотоаппаратов является наличие гистограммы. Это может показаться неожиданным для преподавателей старой школы, но именно с неё мы и начнём знакомить вас с техникой фотосъёмки.
Гистограмма — это единственный способ, позволяющий адекватно оценить яркость вашего снимка. Всё остальное лишь догадки. В тёмной комнате фотография и основы фотографии покажется нам слишком светлой, а на улице слишком тёмной. Да и яркость самого экранчика может меняться.
Как же строится гистограмма и о чём она нам говорит?
Возьмём абстрактное изображение, состоящее из разных по яркости квадратов. Расставим их по порядку: слева самые чёрные, справа самые белые.
Это, собственно говоря и будет гистограмма — график, на котором по горизонтальной шкале отложена яркость, а по вертикальной количество элементов, соответствующих этой яркости. Только обычно таких квадратов намного больше и они более разнообразны по яркости.
Сами же квадраты, из которых состоит изображение, называются пикселями (от английского piсtures element — элемент изображения).
Разберём это всё на конкретном примере. Перед нами фотография однотонного объекта — листа бумаги. Пиксели имеют малое разнообразие по яркости — в основном они светло-серые. На гистограмме они все выстроились справа (в области светлых тонов).
Как видим на гистограмме пиксели все скучковались в одном месте, выстроив очень высокую башню. Высота этой башни чаще всего никого не интересует, поэтому ее верхушку срезают для удобства восприятия (чтобы не растягивать график по вертикали).
Добавим в кадр тёмныи объект — солнезащитные очки. Так как очки тёмные, то на гистограмме появился всплеск слева — в области тёмных тонов. Добавив ещё одни очки, мы увеличили количество тёмных пикселей и холм слева поднялся ещё выше.
Добавив в кадр серый объект, мы получим ещё один всплеск посередине графика. И чем больше разнообразных по яркости объектов будет в кадре, тем большее разнообразие будет на графике.
Если на снимке больше светлых объектов, график будет прижиматься к правому краю, если больше тёмных, то к левому. Тоже самое будет происходить, если мы будем увеличивать или уменьшать общую яркость снимка.
О том, как менять яркость снимка, мы будем рассказывать в следующем уроке, а пока усвоим два простых правила, которые стоит соблюдать:
1. Прижимайте гистограмму к правому краю.
Если вы не задействуете светлые тона, то снимок будет казаться зрителю недосвеченным — слишком тёмным.
Причём абсолютно неважно, снимаете ли вы чёрные объекты на чёрном фоне или весь снимок оказался тёмным из-за настроек фотоаппарата. Если в кадре нет светлых тонов, снимок будет казаться недосвеченным. Поэтому, если вы фотографируете чёрного кота на чёрном пианино, позаботьтесь о том, чтобы в кадре было хоть что-то светлое.
Вот простой пример. Эта фотография чайника кажется слишком тёмной.
Но стоит добавить ярких объектов в кадр, и эта темнота чайника начинает смотреться гармонично на фоне них.
О таких вещах лучше сразу думать во время съёмки, а не надеяться на обработку в графическом редакторе. Тем более, что обработка фотографий может повлечь за собой другие последствия. Фотоаппарат устроен таким образом, что участки кадра, получившие больше света, имеют лучше качество изображения.
Проверим это на простом примере. Сделаем 4 снимка. Один нормальный и три тёмных. Затем приведём их все к нормальной яркости в программе Adobe Photoshop и увеличим маленький фрагмент, чтобы было лучше видно детали.