Проект начался еще два года назад. Чтобы бизнесу было проще приспособиться к новым правилам, сроки внедрения маркировки на табачные изделия выбрали максимально широкие. С января 2018 до марта 2019 система работала в пилотном режиме, и подключиться к ней можно было добровольно. Но сейчас регистрация уже обязательна.
В 2018 году маркировка сигарет только тестировалась: готовы ли механизмы и участники. Сейчас система входит в рабочий режим. Для бизнеса это возможность спокойно разобраться в правилах, освоить новые технологические процессы без риска ошибиться, перестроить работу и подготовить персонал.
Кроме того, в ходе эксперимента оценивали объем инвестиций для перехода на обязательную систему. Решали и сопутствующие вопросы: например, будет ли необходима в дальнейшем маркировка табачной продукции акцизными марками — или ее полностью заменит новый формат.
Систему создает и тестирует оператор проекта — Центр развития перспективных технологий (назначен постановлением правительства №791-р от 28 апреля 2018). Курируют процесс Минпромторг, Минфин, Минкомсвязи и ФНС.
Подробнее о том, как устроен порядок маркировки табачной продукции, рассказал на семинаре МоегоСклада эксперт Центра Александр Кривоносов. Его доклад и ответы на вопросы слушателей — в нашем видео.
На финальном шаге особенности маркировки табачных изделий будут отражены в законе. Он окончательно закрепит все аспекты работы: от размера платы за генерацию кодов до видов ответственности за нарушения. В 2019 федеральный закон по маркировке сигарет пока один: 487-ФЗ. Он устанавливает сам факт запуска системы отслеживания товаров и запрещает оборот в обход этих правил. 487-ФЗ действует с 1 января 2019 года.
Сроки внедрения маркировки на табачные изделия
Поскольку маркировка табачной продукции вводится в экспериментальном режиме, участники подключаются к проекту постепенно.
- Все началось с производителей: первая пачка была промаркирована на заводе в феврале 2018.
- Затем проверили оборудование для логистики и розницы: сканеры и приложения для считывания кодов маркировки.
- В апреле 2018 первая промаркированная упаковка была продана на кассе. С этого момента наступила очередь розницы подключаться и осваивать систему.
- В конце 2018 года организаторы подвели итоги эксперимента. Сейчас обсуждаются законопроекты, которые установят окончательный порядок работы и определят ответственность за нарушения.
- С 1 марта 2019 года регистрация в национальной системе маркировки обязательна для всех участников оборота. Регистрироваться должны все, даже самая маленькая розница.
- С 1 июля 2019 Маркировка табака станет обязательной для производителей: они обязаны будут наносить коды на каждую пачку. Выпуск немаркированных сигарет прекратится, но остатки еще можно будет продавать.
- К 1 июля 2020 года розница обязана будет распродать все немаркированные остатки сигарет. С этого момента оборот табачных изделий без маркировки будет окончательно прекращен.