Объекты малого бизнеса в России

Ростелеком — государственный монополист. Обзор

ПАО «Ростелеком» — крупнейший в России интегрированный провайдер цифровых услуг и решений, который присутствует во всех сегментах рынка и охватывает миллионы домохозяйств, государственных и частных организаций.

Ростелеком - государственный монополист. Обзор

Структура акционерного капитала (обыкновенные акции):

▫️ 38,2% — РФ в лице Росимущества;

▫️ 3,4% — ВЭБ.РФ;

▫️ 8,4% — Банк ВТБ;

▫️ 21% — Телеком Инвестиции — компания, подконтрольная ВТБ;

▫️ 0,4% — Мобител;

▫️ 28,6% — Free-float.

Структура акционерного капитала (привилегированные акции):

▫️ 30,8% — Мобител;

▫️ 69,2% — Free-float.

Как видно, компания контролируется государством. В связи с этим, Ростелеком задействован во многих государственных программах, реализует некоторые гос. проекты. Одним из них является Национальный проект «Цифровая экономика«. Вот что делает Ростелеком в рамках программы:

  1. Устранение цифрового неравенства. Заключается в том, чтобы обеспечить малонаселенные и удаленные жилые пункты высокоскоростным доступом в интернет.
  2. Обеспечение видеонаблюдения на ЕГЭ и выборах.
  3. Развитие 5G. В соответствии с указом Президента РФ, Ростелеком определен одной из ключевых компаний по развитию 5G в России.
  4. Управление Единой биометрической системой.
  5. Строительство подводной оптоволоконной линии «Сахалин — Курильские острова».
  6. Подключение к интернету социально значимых объектов. В рамках проекта ростелеком подключает больницы, школы, органы гос. власти и органы мест. самоуправления к интернету.
  7. Подключение объектов ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). Это общедоступная телевизионная, а для соц. объектов еще и интернет сеть.

Рынки присутствия = сегменты бизнеса Ростелекома:

Широкополосный доступ в интернет

По итогам 2019 г. выручка компании в сегменте составила 84.5 млрд. руб. или 18% от общей выручки. Клиентская база составляет 35,3 млн. абонентов (31,4 млн. в 2015 г.), из которых 33,7 относится к сегменту B2C (физ. лица). По доходам операторов Ростелеком занимает 41% долю рынка в сегменте B2C и 38% в сегменте B2B (юр. лица). Ближайшими конкурентами являются МТС (8% и 10% соответственно) и «Эр-Телеком» (11% и 6% соответственно).

Главным стимулом для перехода на ШПД в интернет для физических и юридических лиц остается его более высокая скорость по сравнению с мобильным интернетом (возможно, с открытием 5G ситуация изменится). Пропускная способность магистральной сети Ростелекома составляет 25.8 Тбит/с. На сегодняшний день компания провела оптику в 36,6 млн. домохозяйств России (из 55 млн.).

Однако Ростелеком отмечает замедление темпов роста ШПД для частных лиц и компаний на фоне его высокой развитости. Компенсировать замедление темпов роста выручки в данном сегменте компания планирует за счет обеспечения интернетом социально значимых объектов в соответствии с гос. проектами.

Платное ТВ

Данный сегмент состоит из кабельного, спутникового и IPTV (передача данных через интернет, по приставке) телевидения. Драйвером роста выручки является IPTV (+6,4%) в связи с более высоким качеством. Кабельное телевидение продолжает терять пользователей (-1,0%), а спутниковое по сути стагнирует (+1,1%).

Тем не менее кабельное ТВ, в целом по рынку, является главным источником выручки для операторов (41%), спутниковое (34%), IPTV (25%). Здесь Ростелеком также занимает ключевую долю рынка по доходам операторов (38%). В структуре выручки самой компании платное телевидение составляет 8% (48.5 млрд. рублей).

Показатель ARPU (Average Revenue Per User — средняя выручка на одного пользователя) Ростелекома выше, чем в среднем по рынку (193 руб.) и составляет 250 руб.

Далее рассмотрим оставшиеся сегменты бизнеса

Ростелеком - государственный монополист. Обзор

Мобильная связь

Сперва отметим, что в марте текущего года Ростелеком стал 100% собственником компании Теле2. Мобильная сеть активно развивается и не перестает предлагать потребителям интересные продукты. У Теле2 самый высокий в отрасли показатель индекса потребительской лояльности (Net Promoter Score), а также темп роста (+9% г/г).

Компания растет за счет прихода новых клиентов, проектов виртуального оператора, а также развития IoT-устройств (интернет вещей). В структуре выручки Ростелекома мобильная связь занимает первое место, составляя 153.8 млрд. руб. или 34%.

Абонентская база составляет 44,6 млн. чел. (рост 14% за 3 года). Сеть LTE является самой быстрорастущей (количество базовых станций LTE за 3 года увеличилось в 7 раз). Теле2 занимает 19%-ую долю рынка (МТС — 30%, Мегафон — 29%).