Спутниковый мониторинг транспорта — система мониторинга подвижных объектов, построенная на основесистем спутниковой навигации, оборудования и технологий сотовой и/или радиосвязи, вычислительнойтехники и цифровых карт. Спутниковый мониторинг транспорта используется для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками и автоматизированных системах управленияавтопарком.
Принцип работы заключается в отслеживании и анализе пространственных и временных координаттранспортного средства. Существует два варианта мониторинга: online — с дистанционной передачейкоординатной информации и offline — информация считывается по прибытию на диспетчерский пункт.
На транспортном средстве устанавливается мобильный модуль, состоящий из следующих частей: приёмникспутниковых сигналов, модули хранения и передачи координатных данных. Программное обеспечениемобильного модуля получает координатные данные от приёмника сигналов, записывает их в модуль храненияи по возможности передаёт посредством модуля передачи.
Модуль передачи позволяет передавать данные, используя беспроводные сети операторов мобильной связи. Полученные данные анализируются и выдаются диспетчеру в текстовом виде или с использованиемкартографической информации.
В offline варианте необходимость дистанционной передачи данных отсутствует. Это позволяет использоватьболее дешёвые мобильные модули и отказаться от услуг операторов мобильной связи.
Мобильный модуль может быть построен на основе приёмников спутникового сигнала, работающих встандартах NAVSTAR GPS или ГЛОНАСС. В настоящее время в России активно продвигается и лоббируетсяиспользование сигналов спутников ГЛОНАСС, разработка и производство клиентского оборудованиямониторинга для этой системы. Принят ряд законодательных актов, которые форсируют внедрение ГЛОНАССи ограничивают применение других систем . При этом, в сравнении с NAVSTAR GPS, система ГЛОНАССпока работает менее надёжно и в совокупности с наземным оборудованием даёт бо́льшую погрешностьвычисления местоположения абонента. Клиентское оборудование ГЛОНАСС стоит дороже, имеетбо́льшие размеры и худшие параметры энергопотребления, представлено на рынке не так широко, как GPS. Этим объясняется сложность внедрения ГЛОНАСС-мониторинга и вынужденное его использование государственными предприятиями России.