Объекты малого бизнеса в России

«Умное» производство: конвергенция различных составляющих

«Умное», или, как его еще называют, интеллектуальное производство (в англ. терминологии — smart manufacturing) обретает все большую популярность, хотя само понятие еще до конца не определено. Для одних «умное» производство — это применение современных «умных» технологий при выпуске такой продукции, как смартфоны, «умные» автомобили и производственное оборудование. Для других — применение современных продвинутых информационных технологий в цепи поставок и разработки продукта или создание интеллектуальных продуктов. Существует много определений для «умного» производства, поскольку здесь нельзя выделить лишь одну конкретную характеристику или область — здесь происходит конвергенция, или сближение возможностей, из нескольких областей производственной сферы. По мере того как традиционное производство постепенно эволюционирует в умное предприятие, подобное сближение элементов имеет большой потенциал, позволяющий значительно увеличить его эффективность.

Само производство является центром, или точкой сходимости (конвергенции), жизненных циклов самых разнообразных внутренних и смежных бизнесов. Так, есть бизнесы жизненных циклов разработки продукции, технологического оборудования (производственных активов), управления заказами, управления цепочками поставок и управления безопасностью. Каждый из этих жизненных циклов активности содержит элементы производства продукции или эксплуатации.

Жизненный цикл управления цепочками поставок

Существует несколько определений жизненного цикла цепочки поставок, но обычно используется толкование, данное в виде SCOR-модели (англ. SCOR — Supply Chain Operations Reference model, референтная модель операций в цепях поставок). Эта модель была разработана известной международной организацией — Советом по цепям поставок (Supply Chain Council) для более эффективного анализа, планирования и проектирования цепей поставок (www.apics.org/sites/apics-supply-chain-council). В SCOR-модели центр активности — это «производство» (англ. Make). Под этим термином подразумевается все, что превращает продукты в нечто готовое, завершенное для достижения плановых показателей или состояния удовлетворения фактического спроса. SCOR-модель не пытается описать все бизнес-процессы или виды деятельности, а лишь те, что связаны с получением сырья, превращением его в готовую продукцию, доставкой ее заказчику и отслеживанием всех исходных материалов и самого конечного продукта (рис. 1).

Рис. 1. Пример цепочки поставок с использованием SCOR-модели, разработанной Советом по цепям поставок

Рис. 1. Пример цепочки поставок с использованием SCOR-модели, разработанной Советом по цепям поставок

Управление жизненным циклом активов

Управление жизненным циклом активов (англ. — Asset lifecycle management) определяет действия, связанные с приобретением производственного оборудования (собственно активов), его использованием и выводом из эксплуатации. Есть несколько моделей управления жизненным циклом активов, но все они соответствуют общей структуре, приведенной на рис. 2.

Рис. 2. Базовая структура модели управления жизненным циклом производственных активов

Рис. 2. Базовая структура модели управления жизненным циклом производственных активов

Управление жизненным циклом продукта

Управление жизненным циклом продукта (англ. — Product lifecycle management, PLM) включает процесс управления всей информацией о продукте, в том числе его концепцией и проектированием, производством и последующей утилизацией. Управление жизненным циклом продукта используется для повышения качества процесса разработки, его производства и технического обслуживания в течение срока эксплуатации до 25 лет; последняя адаптация данного цикла — это интеллектуальное управление жизненным циклом продукции, с акцентом именно на «умные» продукты