Основополагающие правила по ведению бухгалтерского учета обозначены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года. Согласно ему обязанность ведения бухучета лежит на каждой организации вне зависимости от выбранного режима налогообложения. Исключение составляют лишь ИП: индивидуальный предприниматель может не вести бухучет, если ведет налоговые регистры доходов и расходов[1]. Кроме указанного закона, есть и положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — всего их 24. Как можно догадаться, там также содержатся правила, касающиеся ведения бухучета.
Предположим, собственник бизнеса знает, что вести бухучет ему необходимо. Но с чего начать? Прежде всего следует разобраться, каким образом это делается. Есть два основных способа организации ведения бухгалтерского учета: общий и упрощенный. Последний, в свою очередь, может быть полным, сокращенным и простым.
Упрощенная форма ведения бухучета, в том числе упрощенная бухгалтерская, то есть финансовая, отчетность, применима для:
субъектов малого бизнеса;
некоммерческих организаций;
организаций, имеющих статус участников исследовательских проектов, а также проектов, связанных с разработками и коммерциализацией их результатов в соответствии с №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» от 28 сентября 2010 года.
Для некоторых организаций упрощенные способы ведения бухгалтерского учета запрещены. В их числе: организации госсектора, государственные корпорации и компании, политические партии (в том числе их отделения), различные кооперативы (жилищные, жилищно-строительные или кредитные), микрофинансовые фирмы, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические конторы, нотариальные палаты, СРО и так далее. Также не могут использовать упрощенный бухучет фирмы с обязательными аудиторскими проверками отчетности и некоммерческие организации, считающиеся иностранными агентами.
Разберем различия между формами упрощенного бухучета:
Полный упрощенный бухгалтерский учет. По сути, он ближе к общему способу ведения бухгалтерского учета и отчетности с двойной записью в подходящих регистрах. О том, кому доступен такой способ ведения бухучета, говорилось выше. Всем этим организациям, применяющим упрощенную схему учета, позволяется предоставлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде, например, не раскрывать в ней налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и подобные объекты[2]. Также они могут сокращать количество синтетических счетов в принимаемых ими рабочих планах счетов бухучета. Так, для учета расходов, касающихся производства и продажи продукции, работ или услуг, фирма вместо счетов 20, 23, 25, 26, 28, 29 и 44 использует лишь один — счет 20 «Основное производство». Дополнительно предприниматели освобождаются от необходимости учитывать ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наконец, предприятиям, находящимся на полном упрощенном бухгалтерском учете, позволяется исправлять все серьезные ошибки в бухучете и в отчетности, совершенные в прошлых периодах, текущим годом. То есть делать ретроспективный пересчет не нужно.
Сокращенный упрощенный бухгалтерский учет. Здесь также для любых операций осуществляется двойная запись. При этом все, что происходит с компанией и влияет на ее доход, а также на ее функционирование, отражается в журнале учета фактов хозяйственной жизни. Такая форма ведения бухгалтерского учета больше подойдет малым компаниям, выполняющим сравнительно небольшой объем однообразных операций.
Простой упрощенный бухгалтерский учет доступен только микропредприятиям. Здесь, так же как и при сокращенном варианте, ведется журнал, но уже без двойной записи. Все данные об операциях записываются в формате таблицы, разделенной по видам счетов.
Однако на практике ни сокращенная, ни простая форма ведения упрощенного бухгалтерского учета не применяются.
Все предприятия — независимо от того, используют ли они упрощенную схему ведения бухучета, — вынуждены составлять учетную политику в строгом соответствии с положением, которое так и называется — «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Нужно объяснить, что же такое учетная политика. Это документ, в котором регламентируется порядок ведения бухгалтерского и налогового учетов. Однажды принятая УП будет применяться и в дальнейшем. Однако она может быть изменена, если вносятся поправки в законодательство, расширяется сфера деятельности, происходит смена владельца компании или в других подобных ситуациях. Поскольку в нашей статье речь идет о бухучете, приведем основные положения, которые утверждаются при принятии учетной политики для целей собственно бухгалтерского учета:
рабочий план счетов бухучета (список всех счетов, необходимых для осуществления деятельности фирмы);
формы первичных учетных документов, регистров бухучета и документов для внутренней отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
способы оценки этих активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетных сведений;
порядок контроля за проведением хозяйственных операций;
иные решения, связанные с организацией бухучета компании.