Объекты малого бизнеса в России

Функции управления закупками

управление закупками – это деятельность предприятия, направленная на приобретение необходимых товаров и услуг. Управление закупками предполагает выполнение следующих основных функций. Формирование потребности в ресурсах, в том числе идентификация потребности, которая может быть прежней, новой или модифицированной Определение структуры и характеристик ресурсов, то есть формирование требований к качественным и количественным характеристикам закупаемых материалов

Поиск и анализ поставщиков, то есть формирование списка потенциальных поставщиков на основе информации о предлагаемых ресурсах, производственного потенциала, условий поставки, надежности и репутации и других факторов. Анализ предложений поставщиков, в том числе участие предприятия в презентациях, демонстрациях, проведение предварительные встреч и переговоров с поставщиками. При выполнении этой наибольшая ответственность лежит на коммерческих работниках и лицах, принимающих решения. Оценка и выбор поставщиков. Критериями выбора поставщика чаще всего выступают цена продукции, качество товара, надежность поставки, удаленность поставщика, условия поставки и другие. В качестве методов выбора поставщика могут использоваться: метод попарных сравнений, метод рейтинговых оценок, затратный метод и другие.

Принятие решений о структуре, объемах и условиях закупки. Окончательны выбор поставщика и принятие решений об условиях взаимодействия с ним осуществляет лицо, принимающее решения. Формирование заказов, заключение и оформление контрактов, а также вся прочая оперативная деятельность по закупкам находится под ответственностью коммерческих работников.

ЗАМЕЧАНИЕ 1 Для достижения обозначенных целей необходимо организовать эффективное управление внешними для компании источниками, то есть поставщиками и подрядчиками. В этом направлении существует две основные стратегии: тянущая и толкающая. Толкающая стратегия (push–стратегия) предполагает, что продвижение материального потока в логистической системе осуществляется по команде центральной системы управления в соответствии с жестким графиком. Относительно деятельности по управлению закупками данная стратегия предполагает создание большой базы поставщиков с целью повысить конкуренцию между ними и тем самым создать предпосылки для снижения цен и улучшения качества поставок.

Тянущая стратегия (pull-стратегия) означает, что все звенья логистической системы снабжаются точно в срок в соответствии с заказом потребителя, а поэтому жесткий график отсутствует. Применительно к управлению закупками данная стратегия предполагает создание долгосрочных кооперативных связей с малым числом надежных поставщиков с целью повышения эффективности логистической системы совместными с поставщиком усилиями. Логистическая практика подтверждает, что pull-стратегии являются более эффективными в современных условиях. Вместе с тем, такая стратегия имеет определенные ограничения: поставщики должны находиться вблизи покупателей, должна обеспечиваться высокая надежность поставки и максимальное качество продукта, партии заказа должны быть небольшими. Таким образом, выбор стратегии должен опираться на тщательный анализ рынка и оценку перспектив управления взаимоотношениями с поставщиком.