Допустим, вы выбираете игрушку для ребенка в возрасте до двух лет, у которого еще не сформировались интересы. Главное, на что надо обращать внимание ― насколько она обогащает опыт малыша: развивает моторику, внимание, мышление. Ребенку в этом возрасте необходимо знакомиться с разными цветами, фактурами, звуками и механизмами. Для этого отлично подходят многофункциональные тренажеры ― развивающие коврики, бизиборды. Впрочем, пытаться охватить все задачи одной игрушкой необязательно. Покупайте разные: деревянные и мягкие, поющие и шуршащие, пушистые и гладкие.
Игрушки должны быть по возрасту, поэтому обращайте внимание на маркировку. Годовалому ребенку, который познает мир, пробуя всё на вкус, небезопасно играть с конструктором, предназначенным для пятилетнего ребенка. Скорее всего, там будет много мелких деталей.
Не демонизируйте игрушки
Взрослые часто демонизируют популярные игрушки детские. Например, сейчас это попыт. На первый взгляд, обычный кусок силикона с пузырьками ― чему тут научишься? Но всё зависит от использования. Мы с коллегами-психологами применяем попыт на занятиях с детьми для развития внимательности и памяти. К примеру, на одном попыте взрослый составляет узор, а задача ребенка — в точности повторить картинку на другом. Так же можно учить ребенка составлять буквы и цифры. Дети обычно в восторге от того, столько интересного можно придумать с их любимой игрушкой.
Попыт помогает развивать у ребенка память и внимательность
Наблюдайте за интересами ребенка
Подросший ребенок стремится выбирать игрушки сам. Почему девочки, как правило, тянутся к куклам, а мальчики к машинкам? Психологи связывают это с влиянием социума. Дети обращают внимание на взрослых, сверстников, старших братьев и сестер, смотрят мультфильмы. От гендерных стереотипов сложно уйти.
Если мальчик внезапно выпрашивает коляску для пупса, а девочка ― пластиковый шуруповерт, это тоже нормально. Повода для тревоги нет, если это единственное, что вас беспокоит. Дети быстро растут, и так же стремительно меняются их интересы. Наблюдайте за ребенком и его увлечениями, а не навязывайте свои. Если малыш очень настойчив, скорее всего, ему важно проиграть какую-то эмоциональную ситуацию — стройку за окном, поход к стоматологу или что-то еще. Возможно, ваш сын, который тянется к игрушечной кухне и кукольной посуде, когда-нибудь серьезно увлечется кулинарией.
Покупайте новую игрушку, когда старая освоена
Не стоит заваливать малыша игрушками. Помните, что дети даже старше трех лет способны удерживать в поле зрения не больше 7–9 игрушек (наборы считаем за один предмет). Остальные лучше убрать подальше, чтобы не отвлекали. Когда через несколько дней вы заметите, что ребенку надоело играть с игрушками, достаньте коробку с уже подзабытыми запасами, а надоевшие на время уберите.
Подарив новую игрушку, отследите, насколько малыш ее освоил, изучил и отыграл. Например, несколько раз собрал пазл и стало неинтересно — значит, можно покупать новый, даже если прошла всего неделя. А если сразу забросил игрушку, не спешите покупать новую.
Играйте вместе с ребенком
Какую бы игрушку вы ни выбрали, неправильно оставлять ребенка с ней одного в надежде, что он сам разберется и развлечет себя. Для него важно взаимодействие со взрослым, особенно когда игрушка новая. Родители делятся опытом, показывают, как пользоваться незнакомым предметом, для чего он нужен, как с ним играть. После такого взаимодействия дайте малышу возможность провести наедине с игрушкой хоть несколько минут ― так вы постепенно воспитаете навык самостоятельной игры. К счастью для взрослых, с возрастом ее длительность постепенно увеличивается.