Подавляющее большинство автовладельцев пользуются услугами шиномонтажа как минимум 2 раза в год (при смене зимней резины на летнюю и наоборот).
Ну и что, скажете Вы, о чем тут говорить то? Поменял да и поехал дальше. Однако не все так просто. Все мы прекрасно понимаем, чем более современный и технологически продвинутый у нас автомобиль, тем более высококлассного и высококвалифицированного обслуживания он требует. Это же относится и к таким работам как шиномонтаж и балансировка.
Но давайте будем продвигаться от простого к сложному. Для начала представим себе автомобиль относительно недорогой по цене, со среднестатистическими характеристиками позволяющими без осложнений эксплуатировать его в городском режиме, соответственно имеем не слишком мощный двигатель, не очень большую крейсерскую скорость и относительно комфортную подвеску средней жесткости. Еще лет 15 назад владельцы подобных автомобилей предпочитали использовать всесезонную резину и пользовались услугами шиномонтажа только при возникновении форс-мажорной ситуации(например при проколе колеса).
Современные же условия эксплуатации автомобиля все-таки предполагают использование «обувки по сезону». Многие еще наверное помнят заядлых автовладельцев, которые при помощи двух монтажек и кувалды меняли покрышки на своих «железных конях». Сейчас таких уже почти не осталось. А как вы думаете, почему? Неужели наши российские люди совсем разучились работать руками? Отнюдь нет. Этому есть вполне логичное объяснение.
В современном автомобилестроении все больше и больше применяются не стальные штампованные колесные диски, а более эстетичные литые из алюминия. Соответственно, при попытке разбортировать колесо «вручную», есть почти стопроцентная вероятность повредить поверхность относительно мягкого алюминиевого сплава и распрощаться с той самой эстетикой, о которой размышляли создатели автомобиля. Разумеется, в данном случае проще и правильнее обратиться к специалистам, которые выполнят эту работу с применением специального оборудования и сохранят внешний вид вашего автомобиля в неизменном состоянии. Да и сами подумайте, потратить в среднем один час на шиномонтаж 4-х колес в техцентре, или убить как минимум пол дня на выполнение той же самой работы своими силами.
К тому же не стоит забывать, что поменять резину на диске это только половина дела, колеса еще надо отбалансировать. А вот здесь без специализированного оборудования уже никак не обойтись. Соответственно, даже если вы перебортировали резину самостоятельно, Вам всё равно придется обратиться к специалистам и потратить еще какое то время на доведение колес «до ума».
Кстати давайте выясним, что будет если пренебречь такой процедурой, как балансировка.
Все автолюбители, я думаю, понимают, что технологически невозможно произвести колесный диски и покрышку с абсолютно равномерным распределением массы материала по всему объему изделия. Из этого следует, что одна часть колеса получается всегда немного тяжелее другой.
Разница в массе всего в 20 грамм на скорости 100км/ч. приведет к цикличным ударам в подвеску в силой эквивалентной трем килограммам. Конечно же частично эту нагрузку погасят пружинящие и демпфирующие элементы подвески , и до кузова дойдет лишь малая часть ударов. Но представьте, насколько более негативно этот дисбаланс воздействует на неподрессоренную часть автомобиля….А если еще учесть, что этот дисбаланс бьет в подвеску с силой три киллограма несколько раз в секунду, то губительный эффект очевиден.
Хочу так же сказать, что в идеале дисбаланса колес быть не должно, но в некоторых ситуациях (например при значительном износе резины или большом пробеге колесного диска) допускается максимальный дисбаланс 5 грамм. При этом максимальный вес грузика, закрепленного в одной точке колеса не должен превышать 60 грамм. В противном случае такое колесо лучше выбросить и купить новое. В любом случае это будет дешевле, чем регулярный ремонт подвески и протягивание всевозможных креплений в автомобиле, которые разболтались от чрезмерной вибрационной нагрузки.
Что же касается более высокотехнологичных, мощных, скоростных спортивных автомобилей, то здесь справедливо все тоже самое, только одно отличие — несоответствие баланса нормативам влечет за собой еще больший дискомфорт, повреждение узлов и агрегатов подвески и трансмиссии, и гораздо большую опасность при движении по дорогам с большой скоростью.