Интерес к мифической группе B с возрастом, кажется, растет. Может быть, это вызвано ностальгическими днями без ограничений и настоящим талантом пилотирования, а может быть, недолгим существованием этих сумасшедших автомобилей.
Сегодня мы уделим особое внимание сезону 1983 г. А точнее историческому, великому и ни с чем не сравнимому соперничеству Audi и Lancia. Соперничество, которое, к сожалению, никогда не повторится.
Еще в 1977 году Audi разработала для немецкой армии машину с полным приводом. Они решили внедрить систему в легковой автомобиль, который позже стал известен как quattro. Оказывается, четыре колеса делают машину потрясающе быстрее на пересеченной местности, и инженеры задаются вопросом, не подходит ли она для раллийных гонок. Так в 1982 году появилась культовая Audi Quattro, которая доминировала весь сезон.
Lancia уже давно занимается этим спортом и выиграла 4 титула с Fulvia и великолепным Stratos. Автомобиль, в котором они участвуют, называется 037 и представляет собой специально созданную уникальную модель со средним двигателем и задним приводом. Вроде бы времена заднего привода проходят с тем, что показал Quattro, но итальянцы не сказали последнего слова.
Перед началом сезона 1983 года пришло время для так называемой омологации участвующих автомобилей. Каждый производитель должен показать официальным лицам FIA несколько дорожных версий своих раллийных автомобилей. Lancia не смогла собрать необходимое количество, но очень элегантно ввела в заблуждение инспекторов во время переписи, переместив некоторые из их автомобилей на вторую стоянку, заявив, что они другие.
В борьбе с Audi итальянцы делают ставку на малый вес и легкую конструкцию. Их раллийный автомобиль проходит все проверки, но позже выясняется, что некоторые ключевые компоненты, такие как дуга безопасности, не так прочны, как кажется. Это легко заметить по фотографиям и видеозаписям разбитых 037 на участках ралли.
Водители Lancia и Audi также радикально различались, как и автомобили. Хану Микола, Стиг Бломквист и Мишель Мутон, полностью посвятившие себя ралли, не имели ничего общего со звездой Lancia Вальтером Рёрлем. Он хотел участвовать только в своих любимых этапах ралли и часто отказывался от гонок. Например, ему совсем не понравилось Ралли Финляндия из-за наличия трамплинов. Босс итальянцев Чезаре Фьорио был типичным богемным человеком. Похоже, он не проявлял особого интереса к команде, так как его волновали вечеринки, женщины и дорогие приобретения. Но он очень хорошо знал правила, точнее, как их обойти. Именно его идеи привели к самому необычному сезону в истории ралли.
Сезон 1983 года традиционно начинается с ралли Монте-Карло. Это одна из самых сложных гонок в календаре из-за узких дорог и постоянной смены асфальта, льда и снега. Все ставки сделаны против Lancia, но руководитель команды имел опыт работы в сложных ситуациях и своей изобретательностью повернул события в свою пользу. Перед стартом ралли команда Lancia вместо того, чтобы подготовить свои машины, распылила на участки 300 тонн соли. Правильно, 300 тонн. При этом они просят французские власти расчистить дороги под предлогом того, что они опасны для пилотов и зрителей. После запуска Lancia делает пит-стоп посередине секции, заменяя зимние шины фотографиями. Это стоило команде 1 минуты, но в итоге на 11 минут лидировало Audi. Первая гонка была выиграна, шокировав всех.
Оказывается, в мире недостаточно соли для очистки участков следующего ралли Швеции, поэтому Lancia очень элегантно решает свою проблему. Они просто не участвуют. Третий круг не особо понравился топ-пилотам итальянцев, а четвертый снова пропущен. Однако за ним следует сухое Ралли Тур де Корс. Lancia ставит на старт 4 машины, надеясь, что Audi финиширует на 5-м месте. Счета оказались неактуальными после того, как немцы сошли с дистанции из-за травм. Итальянцы также доминируют в следующих двух ралли — Акрополь и Новая Зеландия. Характер Вальтера Рёрля и специфический 037 делают участие Lancia в следующих двух гонках катастрофическим.
Однако за две гонки до конца все готовятся к ралли Сан-Ремо. Перед местной публикой Lancia хочет представить себя в самой яркой форме. Однако возникает проблема. Пыль. После первой машины видимость была настолько низкой, что экипажи сзади не успевали. Итальянцы пытались очистить секции, установив щетки на один из своих автобусов, но это не решило проблему. Затем они придумали еще одно оригинальное решение. Вначале они сознательно сбавляют скорость, пристегивая ремни безопасности и огнетушитель, что экономит время. Так что пыль оседает, и они проводят самую блестящую гонку на сегодняшний день. Их доминирование огромно, и Рёрль говорит, что машина была настолько идеальной, что куда бы он ни указывал, он шел туда. Автомобиль был более прямым и предсказуемым, чем автомобиль Формулы 1.
Чезаре Фиорио не считает смыслом участвовать в последних двух ралли, считая, что звания их конструкторов вполне достаточно. 037 побеждает Quattro. Это первый и единственный раз, когда заднеприводная машина выиграла целый сезон среди полноприводных автомобилей. Проявив большую хитрость и смекалку, войдя в серые зоны правил, Lancia побеждает даже не участвуя во всех гонках. Их подвиг замечателен и, к сожалению, больше никогда не повторится. Мы думаем, что это самый захватывающий сезон в чемпионате мира по ралли, и больше людей должны знать его историю. История, в которой Давид побеждает Голиафа.